Калькулятор Гройсмана: сколько будут зарабатывать граждане через 3 года

0
81

Calculator_Groysman

Правительство рассчитало будущие доходы украинцев

Людям всегда хочется узнать будущее, наивно полагая, что оно уж точно лучше настоящего. И все-таки за черной полосой не всегда следует белая прямая на ЭКГ. Следуя запросу общества на повышение уровня жизни, в правительстве утвердили прогнозы экономического и социального развития на 2017, 2018 и 2019 годы. Скажем откровенно, большинство оценок чиновников, сделанных в предыдущие годы, проводилось путем эмпирических замеров попадания дистальной частью верхней конечности в небо. Даже любители научной фантастики приуныли от отсутствия свежих сюжетных линий. По этой причине можно было бы смело проигнорировать новые предзнаменования Кабмина, если бы не одно «но».

В 2019 году, а может, и раньше, состоятся очередные выборы президента, и во многом от того, как изменится жизнь украинцев за ближайшие несколько лет, будет зависеть трудоустройство действующего гаранта Конституции. А поскольку в его планах отсутствует скромный образ жизни политического пенсионера в Конча-Заспе, правительству придется сильно постараться, дабы ужасающая экономическая реальность, в которой оказались украинцы за последние несколько лет, сменилась на более дружелюбную действительность. Так каким же образом произойдет давно ожидаемое улучшение и на что можно рассчитывать в ближайшие годы? Неужели снова поднимут зарплаты, как тогда, перед обвалом гривни?

Каждому по труду

По уровню доходов населения Украина — один из мировых аутсайдеров. Очень сложно найти страны, где наемный труд ценится так низко, даже в Африке. В 2015 году средняя зарплата в Украине составляла чуть более 4 тыс. грн, или $165. В столице платили почти на 100 у. е. больше — $269. Для сравнения: средняя зарплата в Китае — $750, в Гонконге — $1500.

Низкие доходы граждан — очень взрывоопасная смесь. Не секрет, что в бедных странах намного чаще возникают политические кризисы, социальные протесты, государственные перевороты или войны. Не говоря уже о сопутствующих негативных факторах: рост преступности и коррупции, снижение качества образования, здравоохранения. В общем, все, что уже годами происходит вокруг и методично снижает уровень жизни населения.

Поскольку инстинкт самосохранения присущ не только людям, но и представителям власти, правительство не могло не учесть в своих прогнозах повышение благосостояния граждан. Вот только темпы роста доходов населения едва ли можно назвать впечатляющими.

При оптимистическом развитии событий в Кабмине рассчитывают, что средняя зарплата в 2017-м вырастет с ожидаемых по итогам 2016 года 5 тыс. грн до почти 6 тыс. грн

При оптимистическом развитии событий в Кабмине рассчитывают, что средняя зарплата в 2017-м вырастет с ожидаемых по итогам 2016 года 5 тыс. грн до почти 6 тыс. грн.

А к 2019 году доходы украинцев повысятся до 7,7 тыс. грн. То есть на 2,7 тыс. грн в следующие три года. В процентном соотношении все выглядит красиво — рост более чем на 50%, а в абсолютном — нет.

Прибавку в 1 тыс. грн ежегодно сложно назвать существенным улучшением благосостояния, учитывая и без того крайне невысокие доходы при стремительно растущих расходах. В правительстве объясняют столь незначительное повышение зарплат ростом занятости в сфере малого и среднего бизнеса, снижением ставки единого соцвзноса и реформированием сферы оплаты труда. В общем — ничем, поскольку ни один из указанных факторов не способен существенно повысить доходы граждан. Предприниматели уже который год находятся на грани выживания, а постоянно растущие тарифы на тепло и коммунальные услуги существенно ограничивают и без того невысокий потребительский спрос, сдерживающий темпы экономического развития.

Сколько будут зарабатывать украинцы*

Год
Средняя зарплата, грн
Ожидаемый курс, грн/$ (оптимист. оценка)
Средняя зарплата, $
Ожидаемый курс, грн/$ (пессимист. оценка)
Средняя зарплата, $
2015
4100
27
151,85
27
151,85
2016
5000
27,5
181,82
27,5
181,82
2017
6000
27,8
215,83
32,1
186,92
2018
6825
28,1
242,88
34,7
196,69
2019
7751
28,3
273,89
35,8
216,51
*Прогнозы правительства

Цена вопроса

Сам по себе размер доходов не может говорить о благосостоянии без учета расходов. Украинцам уже не раз приходилось наблюдать, как их растущие зарплаты никак не могут угнаться за сменой ценников в магазинах. Так было в 2008 году, потом в 2013-м. О лихих 90-х промолчим.

Сейчас в правительстве и Нацбанке рапортуют о затухании инфляционных процессов. По расчетам НБУ, цены повысятся по итогам 2016-го не более чем на 12% и в дальнейшем темпы роста будут неуклонно снижаться. Такие же ожидания и у Кабмина. При оптимистическом развитии событий в 2017-м инфляция составит 8,1%, в 2018 и 2019 годах — чуть более 5%. Не станем закладываться на пессимистический сценарий, дабы не сильно омрачать общую картину кажущегося благополучия. И тем не менее, даже если исходить из позитивных оценок, получим, что в 2019 году покупательная способность в 7,7 тыс. грн будет соответствовать нынешним 6 тыс. грн. То есть в реальности за следующие три года украинцы «разбогатеют» в лучшем случае на 20%.

При таких сомнительных темпах роста условного благополучия едва ли можно рассчитывать не то чтобы на существенное улучшение уровня жизни, но даже на сохранение текущего. Вот простой пример. Уже повышены коммунальные тарифы, которые приведут к двукратному росту расходов на теплую воду, газ и отопление. То есть если в зимний период в 2016 году коммуналка в случае трехкомнатной квартиры съедала около 1 тыс. грн, то в 2017-м придется заплатить почти 2 тыс. грн. В результате реальный доход украинцев существенно сократится даже без учета инфляции. Можно возразить, что в такой ситуации беднеющие украинцы бросятся оформлять субсидии, перекладывая тем самым часть расходов на государство. Но не тут-то было. Трещащий по швам бюджет заставляет власти искать способы ограничения социальной помощи. Один из них — заставить работодателей легализировать зарплаты. Скорее всего, будет существенно повышена минималка, что только усилит уход бизнеса в тень. А те работники, кому зарплата будет начисляться официально, потеряют возможность сэкономить на коммунальных платежах. Но в индексе инфляции эти потери едва ли будут учтены в полной мере. Не секрет, что ее показатели не всегда, скажем так, совпадают с реальностью.

Как будут расти экономики стран мира, % ВВП

Страна
2016
2017 (оптимист.)
2017 (пессимист.)
2018 (оптимист.)
2018 (пессимист.)
2019 (оптимист.)
2019 (пессимист.)
Мир
3,2
3,5
3,1
3,6
3,2
3,8
3,4
США
2,4
2,5
2
2,4
1,9
2,1
1,6
Еврозона
1,5
1,6
1,5
1,6
1,4
1,6
1,4
Китай
6,5
6,2
5,7
6
5,5
6
5,4
Россия
-1,8
0,8
0,3
1
0,5
1,5
0,8
Ближний Восток, Северная Африка, Афганистан, Пакистан
2,4
3,5
3
3,6
3,1
3,8
3,3
Южная Африка
1,5
1,2
0,9
2,1
1,5
2,4
1,8
Украина
6,5
3
1,5
4
2
4
2

Курс

Бесконечные кризисы приучили даже самых доверчивых граждан доверять свои сбережения твердым валютам — доллару или евро. Валютный курс служит своеобразным индикатором состояния дел не только в экономике, но и личного благополучия. Многие эксперты поддают критике такую «народную» оценку, справедливо замечая, что странно было бы видеть немца, сберегающего в долларах, а американца — в евро. Но поскольку Украина не относится к развитым странам, едва ли подобные сравнения корректны. Не говоря уже о том, что экономика страны сильно зависит от импорта, чья стоимость привязана к твердым денежным знакам. Так какой же курс закладывает Кабмин?

По расчетам правительства, среднегодовое значение валютного курса к концу 2016 года составит
26,7 грн/$ и в дальнейшем будет происходить медленная девальвация. К концу 2019-го при оптимистическом развитии событий курс достигнет отметки 28,3 грн/$, при пессимистическом — 35,8 грн/$. Интересно, а стоит ли дальше хранить сбережения в твердой валюте?

Если закладываться на оптимистический вариант развития событий, то вложения в твердую валюту на три с половиной года принесут всего 14% прибыли в пересчете на гривню, что сложно назвать большим заработком. Сбережения в национальной валюте обеспечат гораздо более привлекательную доходность. В случае пессимистического сценария — доллар вне конкуренции. За три с половиной года девальвация составит 44,3%. Надо сказать, что ставки по депозитам в гривне на уровне 20% годовых способны перекрыть потери и от более резкого падения курса. Но какова при этом будет платежеспособность банков?

По расчетам правительства, среднегодовое значение валютного курса к концу 2016 года составит 26,7 грн/$ и в дальнейшем будет происходить медленная девальвация

Не исключено, что в правительстве перестраховались, заложив излишне пессимистичные оценки девальвации гривни. Пока на валютном рынке тишь да гладь. Золотовалютные резервы даже без помощи внешних кредиторов подросли до $14 млрд. И достаточно всего каких-то $4 млрд, чтобы НБУ смог без проблем удерживать курсовые позиции в пределах 25 грн/$. А если международная помощь будет намного больше этой суммы, то возможно и незначительное укрепление гривни. В правительстве ожидают привлечь до конца 2016 года от международных кредиторов рекордные $12 млрд. То есть сумма, сравнимая с золотовалютными резервами, может поступить в страну всего за каких-то полгода! При столь мощной инъекции о девальвации гривни можно будет забыть как минимум до конца следующего года. Вопрос лишь в том, выделят ли эти деньги?

Дополнительный фактор стабильности гривни — успехи экспортеров на внешних рынках, вызванные ростом цен на сырье. За последние несколько лет сырьевые активы значительно просели, что привело к резкому сужению притока валютной выручки. Сейчас этот канал постепенно восстанавливается.

Усложнить жизнь гривне могут только политические распри или обострение событий на востоке. В первом случае международные доноры могут отказать в финансовой поддержке из-за невыполнения запланированных реформ, во втором — усилятся панические и спекулятивные настроения. Но пока вероятность развития таких сценариев кажется маловероятной.

Как будут расти цены*

Год
Темпы инфляции, %
2015
20
2016
12
2017
8,1
2018
5,5
2019
5,2
*Прогнозы правительства

Работа

В любой стране главная забота правительства — создание новых рабочих мест. В нашем случае это означает перезапуск экономики. При всех кажущихся проблемах: высокой налоговой нагрузке, коррупции, неэффективной судебной системе и т. д. — задача не слишком сложная, как может показаться на первый взгляд.

Главное преимущество Украины — неимоверно дешевая и квалифицированная рабочая сила, располагающаяся в центре Европы. Но, увы, в правительстве пока не видят, как использовать этот козырь в борьбе за инвестиции.

Каких-то радикальных изменений на рынке труда в ближайшие три года в Кабмине не ждут.

Украинцам уже не раз приходилось наблюдать, как их растущие зарплаты никак не могут угнаться за сменой ценников в магазинах

Все позитивные изменения на рынке труда чиновники связывают с двумя факторами. Первый: рост занятости якобы произойдет в малом и среднем бизнесе. Второй: снижение коррупции станет стимулом для повышения инвестиционной активности предприятий, которые начнут расширять производства и создавать новые рабочие места. Интересно, в правительстве верят тому, что пишут?

В 2015-м официально трудились 16,4 млн граждан. В этом году количество новых рабочих мест, по ожиданиям властей, увеличится на 100 тыс., в следующем — еще на 200 тыс. В 2019-м работающих уже будет 17,1 млн. В общем, за три года количество занятых экономической деятельностью возрастет на 600 тыс. человек.

Пока в такие оценки верится с большим трудом. Намного вероятнее сокращение числа работающих. Из-за низких зарплат украинцы будут вынуждены активно выезжать на заработки в ближнее зарубежье. Даже если в 2019 году сбудутся мечты Кабмина и средняя зарплата подрастет до 7,7 тыс. грн, в пересчете на прогнозируемый курс гривни к доллару получим более чем скромные $272. Едва ли такие доходы станут большим стимулом для экономически активных людей, особенно среди молодежи. Без существенного притока инвестиций в страну и создания новых предприятий повышения роста занятости не произойдет.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here