Раскачать Украину: удастся ли многочисленным желающим перевести тлеющий политический кризис в горячую фазу

0
221

ukraine

Убийство Павла Шеремета, провокационный крестный ход УПЦ МП на Киев, резкое обострение на фронте – все это события лета, которое обычно считается мертвым сезоном в политической жизни страны


Автор

Леонид Швец

Чего же тогда ждать от осени, когда всеобщая активность повышается, да от зимы – сезонов, на которые в Украине уже традиционно припадают серьезные общественные штормы и бури. Тем более что власти перед народом пока похвастаться большими реформаторскими достижениями не получается, а вот квитанции с новыми коммунальными тарифами вынуждают еще туже затянуть пояса. То есть народ снова просят терпеть без ясной перспективы, когда же полегчает. Среди политиков хватает тех, кто с удовольствием расчешет гражданам их раны, чтобы отодвинуть нынешнее государственное руководство от рычагов. В Москве тоже будут только рады лишний раз засвидетельствовать крах постмайданной власти и поспособствовать этому, повторяя излюбленное: «Украина – недогосударство!» Собственно, никогда и не прекращали способствовать.



Внешний фактор

Война была и остается обстоятельством, определяющим большинство происходящих в стране процессов. Самые большие испытания для власти были связаны с кризисными ситуациями периода активной агрессии России в Крыму и на Донбассе в 2014 – начале 2015 года. Тогда поводов для недовольства было предостаточно: обидные поражения и непростительные жертвы вызывали справедливые вопросы к руководству, его компетентности. Да и несправедливые на эмоциональной волне были объяснимы. Но ни потеря Крыма, ни Иловайская трагедия, ни отход от Дебальцево не привели к сколько-нибудь серьезному внутреннему обострению. Хотя в ту пору была весьма велика террористическая активность российской агентуры, Кремль демонстрировал намерения поставить на уши еще пару-другую областей Украины и общая обстановка была очень тревожной.

Однако именно активность противника серьезно ограничивала внутренние разногласия. Сыграть на руку Кремлю было худшим, что можно было придумать в той обстановке. Поэтому при всех претензиях к власти в ней видели прежде всего свою власть, ведущую войну с общим врагом.

Парадокс заключается в том, что чем успешнее власть блокировала перспективу большой войны с Россией – и путем наращивания военной мощи, и дипломатическими усилиями, – тем больше стала подвергаться критике. Видимая опасность отступила, и мобилизующий эффект ослабился. Если до этого основную оппозиционную пару «мы и они» составляли Украина со всем ее народом и властью и Россия с ее Путиным, «ватниками» и «крымнашами», то в период относительного затишья «мы и они» снова вернулось к классическому противопоставлению народа и власти.

Недореформы

Оснований для недовольства было и остается предостаточно, и главная претензия заключается в том, что власть не выполняет или выполняет не так, как обществу хочется, взятые на себя после Майдана обязательства по трансформации страны. Будучи в основном выходцами из прошлых политических режимов Кучмы – Ющенко – Януковича, нынешние политические лидеры получили кредит условного доверия под выполнение непосильной для себя задачи: как Мюнхгаузену, им необходимо вытащить себя из болота за волосы, изменить систему, находясь внутри системы. Пока все, на что их хватает, это какие-то отдельные изменения, не имеющие комплексного характера, а часто носящие просто косметический характер. Там же, где удалось запустить серьезные реформы, не приходится ждать скорого результата, чтобы оценить их реальную эффективность.

Серьезным просчетом было откладывание вопросов борьбы с коррупцией и возмездия бенефициарам режима Януковича, а также тем, кто был замешан в преступлениях против Майдана. Власть, не борющаяся за справедливость, априори воспринимается как несправедливая власть, «не своя». Все это усилило недоверие к органам власти –президенту, правительству и парламенту, а также к парламентским партиям и их лидерам.

Социологические опросы фиксируют глубокий политический кризис – кризис недоверия. Попытка его ослабить весной 2016 года большого успеха не принесла. Убрав лидера недоверия – Арсения Яценюка, Петр Порошенко сам занял его место, а сменщик, Владимир Гройсман, изначально стартовал с большим грузом недоверия. Восстановить легитимность власти можно было бы традиционным методом, проведя досрочные выборы. Можно, но нельзя.

Власть, не борющаяся за справедливость, априори воспринимается как несправедливая власть, «не своя»

Выбор, которого нет

Власть, то есть те партии, которые составляют парламентское большинство, не готова к выборам, не хочет выборов и боится их. И это несложно понять, если посмотреть на результаты последних социологических исследований. В конце мая – начале июня такой опрос провела социологическая группа «Рейтинг» и получила следующую картину: 10% украинцев проголосовали бы за «Оппозиционный блок», 9% – за «Батькивщину», 7% – за БПП, по 5% – за «Самопомич» и радикалов Олега Ляшко. «Народного фронта», основного парламентского союзника БПП, вообще нет в числе сколько-нибудь симпатичных народу политических сил.

Несложно заметить, что и результаты лидеров совсем не лидерские. Не нравится никто, просто некоторые больше. Конечно, идти в такой ситуации на выборы – самоубийство. Но и делать вид, будто все в порядке, как-то дотянем весь положенный по Конституции срок – тоже самоубийство. И еще не известно, какое хуже. Едва ли не главная проблема Украины – ее политическая нереформированность, отсутствие политически сил, представляющих общество. Когда-то прозвучавший лозунг «Вы нас даже не представляете!» в полной мере относится к нынешней Верховной Раде. Суммарно парламентские партии набирают едва треть поддержки от общего числа избирателей, причем эта поддержка весьма условная – за неимением лучшего.

Но такая ситуация как раз на руку тем, кто в других условиях не смог бы претендовать на серьезные позиции в парламенте. Распределение мест в случае новой избирательной кампании резко усилил бы политический вес нынешних вредных карликов – «Оппозиционного блока», Радикальной партии, «Батькивщины»: партии с поддержкой в 10% и ниже – это именно карлики. Вот этот союз бывших и популистов, которые тоже, в общем, из прошлого, и готов качать Украину, пока не вынудит ее к досрочной электоральной гонке.

Мир тарифам

О том, что планы такой раскачки существуют, проговорился народный депутат Вадим Новинский, разъяренный обысками в его компании «Смарт-Холдинг»: «Уже осенью мы приложим все силы для роспуска этого парламента войны и отставки этого правительства социального геноцида. Больше того, если президент, гарант Конституции Петр Порошенко, не предпримет экстренных шагов по коренному изменению ситуации в стране, мы будем инициировать процедуру импичмента».

Довольно четко заявлены две позиции: социальный геноцид – это, видимо, имеются в виду новые тарифы и парламент войны, то есть власти предъявляется претензия в продолжении войны на востоке. Тут следует вспомнить, что Вадим Новинский, в свое время получивший от пера Порошенко прозвище Сука Православная, является спонсором крестного хода, участники которого намерены помолиться в Киеве за мир. Что означает мир в представлении этого активного сторонника идей «русского мира», можно только предполагать, но точно не то, что думают о мире в мире украинском. Если уж даже призывы Надежды Савченко – кстати, народного депутата «Батькивщины» – к переговорам с Донбассом украинцы встречают в штыки, то мир по Новинскому совсем малопривлекательная цель.

Здесь-то и находится главное уязвимое место сторонников и инициаторов раскачки Украины. При всем недоверии к нынешней власти общество тут же солидаризуется с ней, когда речь заходит о необходимости дать отпор России и тем, кто играет на ее стороне. «Мы и они» в случае крестного хода под эгидой «русского мира» – это Украина с одной стороны и ее враги с другой. Да, тарифная тема кажется более перспективной как фактор дестабилизации, но если ее активисты солидаризуются с пропутинской пятой колонной или выступают ее партнерами, опять воспроизводится защитное «Украина против России», а не «народ против власти». Если Новинскому – читай: Путину – нужны выборы, их не будет. Кстати, народ действительно пока выборов не очень жаждет. По тому же опросу «Рейтинга», за досрочные выборы так или иначе выступают 38%, против – 47% украинцев.

В этом и состоит источник устойчивости нынешней власти. Не пользуясь народным доверием, она оберегается механизмом народной самозащиты, работающим в условиях войны. Очевидно, он тоже не вечный, и его чрезмерная эксплуатация губительна. К тому же выборы таки рано или поздно – причем все-таки, скорее, рано, чем поздно, – проводить придется. И лучше к ним оказаться готовым, а это значит, реформы из имитационной стадии должны быть переведены в реальную. И времени на это все меньше.

И да, внимательный взгляд правоохранительных органов на спонсоров раскачки тоже неплохое средство, работающее на общую стабильность.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here