Надо гнать: какие автомобили выгоднее покупать за рубежом, чтобы ездить в Украине

0
578

Bu_auto_vhod

После радикального снижения таможенных платежей цены на подержанные автомобили могут обвалиться в разы. Во сколько обойдется доставка недорогой машины из Европы, пусть даже красного цвета, лишь бы с желтым значком?

Если не считать Кубу, то Украина, наверное, единственная страна в мире, где за $100 можно нанять дипломированного специалиста и продать 10-летнее чудо национального автопрома азиатского происхождения за $3-4 тыс. Разумеется, в цену включены не только скрученный счетчик, но и элегантный двухэтажный спойлер на багажнике, изящно оттеняющий очаги коррозии металла.

Таких высоких цен на автомобильный секонд-хенд при столь катастрофически низком уровне доходов населения нет ни в одной стране Европы. К счастью, вскоре Украина лишится этой уникальной особенности, приближаясь к скучному образу жизни европейцев. Дело, разумеется, не в повышении достатка граждан, а в возможности более эффективно потратить то, что осталось.

Уже с августа украинцы смогут покупать подержанные автомобили за рубежом фактически без уплаты акцизов. Существенное снижение ставок позволяет уменьшить стоимость автомобиля после так называемой таможенной очистки на €2-4 тыс. Больше всех выиграют покупатели машин с объемом двигателя до 1,5 л. Если раньше им пришлось бы заплатить акциз в €2,6 тыс., то сейчас – всего €94,5. Кроме того, уменьшится и размер уплачиваемого НДС, который начисляется почему-то на всю сумму покупки с учетом акцизов, то есть фактически налог взимается с налога.

Столь замысловатая система налогообложения при прежнем уровне акцизов приводила к тому, что импорт б/у машин в Украину терял всякий экономический смысл. Первоначальную стоимость авто на зарубежных рынках можно было смело умножать на два, за исключением разве что люксовых брендов. Теперь же пропорция изменилась. После растаможки и прочих платежей конечная цена автомобиля увеличится не более чем на 30-50%.

Скажем, в Польше можно купить Volkswagen Golf 2011 года за €5 тыс. Раньше, после всех выплат в пользу государства, конечная цена машины превышала €10 тыс. Сейчас же, когда акцизы фактически обнулили, такое авто обойдется в €7,2 тыс. без учета услуг по доставке покупателю. В итоге выгода составляет порядка 3 тыс. грн.

Откуда завозить

Крупнейшие автомобильные рынки в Европе находятся в Германии и Франции. Но чаще всего украинцы ищут для себя машины в ближайших странах – в Польше или, пересекая Беларусь, – в Прибалтике. Считается, что в прибалтийских странах широкий выбор японских авто, а в Польше – «немцев».

С точки зрения цен, разницы между Польшей или, скажем, Литвой нет. Главное – не купить проблемное авто у перекупщиков, даже несмотря на жесткое европейское законодательство и высокие требования к техническому состоянию транспортных средств. Как бы это ни показалось странным, но на рынках наших соседей по ЕС огромное количество битых, не подлежащих ремонту и просто краденых машин. Там же очень популярен обман со скрученными счетчиками километража. В общем, все, как в Украине.

В Польшу и Прибалтику автомобили свозятся из более благополучных государств для дальнейшей перепродажи потребителям из стран бывшего Союза. Если упростить, то бизнес перекупщиков в этих странах сводится к следующему. На рынках Германии, Франции и Нидерландов, где подержанные автомобили быстро теряют свою стоимость, перекупщики приобретают недорогие или аварийные машины, которые потом продают с накруткой не слишком требовательным автолюбителям из стран Восточной Европы.

«Особенность немцев такова, что они не станут долго тянуть с продажей. Если вы посмотрите на предложения продавцов на немецких сайтах, то наверняка заметите, что стоимость одной и той же марки определенного года может отличаться в разы, тогда как в Украине отклонения в ценах не превышают $1 тыс. Это объясняется тем, что жители Германии больше дорожат своим временем, и если есть у авто какой-то дефект, даже самый незначительный, им проще опустить цену, нежели заниматься ремонтом. Поэтому немецкие машины выгоднее всего покупать именно в Германии», – объясняет представитель одной из компаний, специализирующихся на доставке машин в Украину.

«Если собираетесь брать машину для себя, лучше покупать в Германии», – советует перегонщик, занимающийся этим бизнесом еще с 1999 года.

Льготная растаможка продлится до конца 2017 года. Уже с 2018-го ставки таможенного акциза вернутся к прежним размерам, заблокировав импорт подержанных авто

На рынках более благополучных стран – Франции, Германии и Голландии – состояние подержанных машин, как правило, намного лучше. Самый дешевый вариант – съездить за авто самому. Например, если нужна машина марки BMW, проще прокатиться в Баварию. Там почти каждый второй автомобиль – местного производства. Соответственно, и предложений по продаже намного больше.

Проблема лишь в том, что для успешной покупки необходимо не только хорошо разбираться в автомобилях, но и знать местные правила заключения сделок, не говоря уже о языке. Теоретически процесс можно упростить, если посетить многочисленные автосалоны, торгующие б/у авто. Там гораздо ниже вероятность стать владельцем проблемного автомобиля, и уж тем более – краденого. Но цены окажутся выше, чем на авторынках. Причем иногда весьма существенно.

Особенность европейского рынка подержанных авто такова, что нередко цены на экономичные машины примерно такие же, как и на излишне прожорливые. К примеру, за малолитражки или авто С-класса 2010 года просят ту же цену, что и за респектабельные в наших просторах Subaru Forester, – примерно €3-5 тыс.
Еще одна интересная деталь: даже минимальное повреждение автомобиля существенно сказывается на его цене. Почти новое авто может обойтись в несколько тысяч евро только потому, что был незначительный удар спереди или сзади, а это по нашим меркам относится к мелким неприятностям. Умельцы в гаражных кооперативах восстанавливают и не такие машины.

Некоторые продавцы подержанными европейскими авто утверждают, что лучше всего покупать колеса во Франции или Нидерландах. Мол, там цены ниже, чем на немецких рынках, а вероятность купить проблемный автомобиль вообще минимальна. Но при знакомстве с предложениями по продаже неновых машин на голландских сайтах обнаружить какие-либо ценовые преимущества не удалось. По крайней мере, разница бросается в глаза. Одни машины дешевле, другие – дороже. К примеру, минимальная стоимость шестилетнего Peugeot 207 – что в Голландии, что в Германии – €3,9 тыс.

А вот найти джип, паркетник или авто престижных марок в Голландии непросто. Там люди предпочитают недорогие машины европейских брендов. В избытке «фиаты», «ситроены», «рено» и «пежо». Тогда как в Германии можно выбрать внедорожник на любой вкус. Тем не менее при всем «богатстве» выбора Mitsubishi Outlander 2010 года выпуска обойдется в Голландии в €9,7 тыс., в Германии – €10,8 тыс. Забавно, что в Польше можно найти еще дешевле. Минимальная стоимость такого автомобиля у наших соседей – €9,2 тыс. (40 тыс. злотых). Вопрос лишь в качестве машины и юридической чистоте сделки. Если покупатель прекрасно разбирается в автомобилях и тонкостях покупки, возможно, ему нет смысла уезжать дальше Варшавы.

Дорогая спешка

Льготная растаможка продлится до конца 2017 года. Уже с 2018-го ставки таможенного акциза вернутся к прежним размерам, заблокировав импорт подержанных авто. Но, возможно, нет смысла быть в числе первооткрывателей зарубежных авторынков. Дело в том, что в Европе цены на б/у автомобили с каждым годом теряют по €600-1000. А по некоторым маркам стоимость снижается еще существеннее.

Всеобщий немецкий автомобильный клуб ADAC регулярно проводит оценки средней стоимости машин по годам. По данным этого автомобильного сообщества, наиболее сильное удешевление автомобилей происходит в первые два года. Цена на некоторые марки падает почти вдвое. В дальнейшем темпы снижения стоимости замедляются, но по украинским меркам они остаются весьма существенными.

К примеру, Chevrolet Cruze или Hyundai i30 2010 года выпуска стоят в Германии в среднем €5,5 тыс. Через год их цена упадет до €5 тыс. и ниже. Несмотря на относительно невысокую стоимость, быстро дешевеют Citroen C3, KIA Rio и Dacia Sandero. Если за машины этих марок 2010 года выпуска дают €4,3 тыс., то 2009-й уже оценивается в €3,8 тыс. Примерно €1 тыс. теряют C4.

Не исключено, что дополнительным стимулом к снижению цен на авто послужит нарастающая тенденция перехода на электрокары. В Голландии планируют вообще отказаться от двигателей внутреннего сгорания в 2025 году, а в Германии власти намерены ввести существенные государственные скидки на машины на электротяге. Наверняка это заставит многих автовладельцев уже сейчас пересмотреть свои подходы при выборе авто.

Bu_auto_2

Цена пригона

Подавляющее большинство фирм, специализирующихся на доставке иномарок в Украину под заказ, берут за свои услуги €1-1,5 тыс. Но в эту цену, как правило, входит комплект документов, необходимый для езды по Украине без растаможки. Одна из популярных схем – ввоз авто, зарегистрированного на иностранную фирму, которая в свою очередь оформляет доверенность на реального владельца – украинца, выступающего в роли торгового или коммерческого представителя. Обычно используется два варианта легализации авто. Первый – машина пересекает границу в режиме «временного ввоза», второй – «транзита». Надо сказать, что суды завалены разбирательствами таможенных органов с владельцами полулегальных авто. И чаще всего при въезде в режиме «временного ввоза» закон остается на стороне граждан. Но проблема в том, что таможенники либо отказываются регистрировать пересечение границы в режиме «временного ввоза», либо без какого-то уведомления переводят в режим «транзит». В этом случае реальному владельцу авто придется заплатить штраф в размере 8,5 тыс. грн. Но как утверждают перевозчики, специализирующиеся именно на этой схеме ввоза, больше государство не возьмет ни копейки, если, конечно, машина снова не покинет территорию Украины. В то же время не все разделяют оптимизм поставщиков автомобилей, использующих лазейки в законе, считая, что шансов легализовать авто без растаможки не существует.

Если покупатель прекрасно разбирается в автомобилях и тонкостях покупки, возможно, ему нет смысла уезжать дальше Варшавы

Не беремся судить, насколько правомерны подобные схемы. Отметим лишь, что спрос на них с отменой таможенных акцизов существенно сократится.

Если говорить о пригоне автомобиля под растаможку, то его доставка из Польши в Киев обойдется максимум в €200. Правда, прокатиться придется вместе с перегонщиком, поскольку будущему владельцу авто нужно будет не только принять участие в выборе самого авто, но и заняться оформлением, а также оплачивать таможенные платежи на границе. Здесь перегонщик выступит в роли водителя, консультанта и переводчика.

Остаемся дома

Закон о снижении акцизов на ввозимые автомобили привел к вполне ожидаемым изменениям на внутреннем авторынке. Пока документ не вступил в силу, потенциальные покупатели заняли выжидательную позицию, что отразилось на падении объема продаж. Некоторые продавцы уже начали сбрасывать цены, но пока их инициатива осталась незамеченной. На вторичном рынке воцарился полный штиль.

Между тем крупнейшие автодилеры начали активно развивать продажу поддержанными автомобилями. Учитывая резко сократившуюся платежеспособность населения, этот сегмент рынка становится все более привлекательным. На реализацию новых автомобилей приходится менее 10% от всех сделок по продаже на авторынке страны. И по мнению многих экспертов, эта ситуация сохранится в долгосрочной перспективе. Но что же могут предложить автодилеры потенциальным покупателям?

У официальных продавцов подержанными автомобилями как минимум несколько преимуществ. Во-первых, покупатель может быть уверен в юридической чистоте заключаемой сделки. Во-вторых, он может вернуть покупку в течение 14 дней, что предусмотрено законом «О защите прав потребителей». За это время несложно оценить все возможные недостатки машины, и если они окажутся существенными, автодилер вынужден будет отдать деньги покупателю. Более того, закон не обязывает потребителя сообщать причину возврата. То есть отказаться можно просто так, без каких-либо оснований. Совершенно очевидно, что, купив машину с рук, убедить прежнего хозяина расторгнуть сделку не получится.

У бывших в употреблении машин скрытые дефекты могут проявиться и через полгода. Причем о них не всегда знает даже сам продавец. По этой причине некоторые автодилеры готовы предложить потенциальным клиентам гарантии на машину. Посему не исключено, что многие предпочтут покупать автомобиль у официальных продавцов, даже если придется несколько переплатить.

Bu_auto


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here