Антирейтинг налоговых новшеств для граждан и предпринимателей

0
72

Антирейтинг налоговых новшеств для граждан и предпринимателей

Краткое руководство для персональной налоговой оптимизации


Как говорят в Америке, нельзя избежать двух вещей – смерти и налогов. В Украине природа отношений граждан с государством пока еще не стала носить фатальный характер. Если не считать вызов слесаря из ЖЭКа. Но давно обещанные «непопулярные реформы» могут заставить фискальные органы окинуть имущество граждан и их доходы свежим, недобрым взглядом. После чего бесцветная, лишенная эмоций фраза «Требуем немедленно доплатить!» вызовет настоящий мировоззренческий переворот. И ведь несильно-то и возразишь: «На этом «Лексусе» мы даже ни разу не выезжали!» Так зачем давать госслужащим почву для размышлений?


Большой куш

Налоговые новации появились не от хорошей жизни. Одно из условий избежать экономического Армагеддона для Украины – получение экстренной финансовой помощи. Вот только международные кредиторы не слишком верят властям, а потому готовы расстаться с деньгами при условии проведения болезненных преобразований. Как и следовало ожидать, чиновники дали волю фантазии, успешно поработав над формой в ущерб содержанию. А вдруг красивая обвертка спрячет под собой убогое видение преобразования экономики страны?

Ключевая идея реформаторских потуг властей – заставить граждан и предпринимателей платить больше. Мысль поражает своей «новизной», особенно глядя на разрастающийся экономический кризис в государстве и тотальное снижение доходов населения.

Существует множество примеров, когда страна, находящаяся на грани финансового краха и даже потери суверенитета, в считанные годы превращалась в процветающее государство. Некоторые из них стали лидерами в своих регионах, например, Сингапур или Китай. Феноменальных успехов добивались Грузия, Польша. И нигде не пытались выворачивать карманы населения или работодателей.

Составляющая преобразований в этих странах – радикальное снижение налогов и государственных расходов. Вот только в Украине не принято слепо копировать опыт успешных государств, слабовольно внедряя многократно откатанные реформы.

В результате, вместо снижения налогового давления – новые платежи и сборы. И это, заметим, в условиях войны и падающей экономики, которая может просесть еще на 5%.

Такие «мелочи» не мешают планировать увеличение доходов госбюджета на 26%. А ожидаемый рост поступлений от налога на доходы физлиц составляет феноменальные 200%. Очевидно, за население возьмутся всерьез.

Экономить средства – тоже не выход. Какие же могут быть реформы без дополнительных трат? В 2015 году бюджетные выплаты увеличатся почти на 20%!!! Поразительный результат планируемых реформ.

Лучшего момента, чем обложить депозиты граждан, когда они всеми силами выводят деньги из банковской системы,
и не придумаешь

Как ни странно, финансовые доноры вынуждены принять «условия игры», опасаясь, что лучше дать денег под липовые цифры, чем ждать, когда экономика страны грохнется, как бабушкин шкаф, осыпав штукатурку у соседей. Продолжая нашептывать украинским чиновникам: «Пилите, Шура, они золотые», – кредиторы не возражают против выворачивания карманов украинцев. В конце концов, кто, как не мы. А вдруг население и бизнес не успели разочароваться в адекватности руководства страны? В итоге страна получила очередную порцию налоговых новаций, вызывающих у граждан смешанное чувство недоумения и разочарования.

Почти все налоговые новшества обречены на провал. Никто не станет следовать предложенным фискальным правилам, граничащим с безумием. Единственное светлое пятно – двухлетний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. В остальном же примитивные уловки в сочетании с легким шантажом. Личный счет составил антирейтинг новых налоговых изменений.

1 Место
Белые зарплаты
с доплатой

Самая долгожданная реформа так и не оправдала ожиданий. Казалось бы, все сделано правильно. Ставки налогов на зарплату, достигающие 41% снижены до 16%. А значит, теряется смысл использовать конверты.

На деле все иначе. Опасаясь возможного снижения поступлений от единого соцвзноса (ЕСВ), власти предложили предпринимателям на 30% повысить оклады наемным сотрудникам. При этом зарплата должна быть не менее трех минимальных.

Сейчас многие предприниматели выплачивают работникам официально допустимый минимум 1 250 грн., а все, что сверху, если возможности позволяют, – в конвертах. В этом случае ЕСВ составляет около 500 грн. Теперь же, чтобы работать в белую, им нужно поднять зарплату до 3 750 грн. и отдавать бюджету уже 600 грн. Разница незначительна. Но это если не учитывать другие налоги.

Помимо ЕСВ работодатели при начислении зарплат выплачивают еще и налог на доходы своих сотрудников. При сумме оклада до 12 500 грн. нужно заплатить в казну 15%, а если свыше – 20% от суммы.

Несложно подсчитать, что, втрое увеличив зарплаты, потребуется доплатить еще 562 грн., тогда как при минималке (1 250 грн.) – 187 грн., а с учетом налоговой социальной льготы 609 грн. еще меньше (1 250 грн. – 609 грн. Х 15%) – 96,15 грн.

Т.е. оставляя все, как есть, и, выдавая зарплату в конвертах, предприятия перечислят в бюджет (500 грн. + 96,15 грн.) 596,15 грн. Если же им захочется перейти с 41% на 16% ЕСВ, то казна получит с одного работника уже 1 162 грн. Итого – 565 грн. потерь для предпринимателей. Так какой смысл платить больше? Услуги конвертационных центров по обналичиванию в среднем обходятся в 10% от суммы. И чтобы платить зарплату, соответствующую трем минимальным, нужно раскошелиться всего на 250 грн. Суммарные расходы в этом случае (596,15 грн. + 2 500 Х 10%) 846 грн. против белых «потерь» 1 162 грн. Разница в пользу «тени» 316 грн. Но это при зарплате 3 750 грн.
Если работник получает
5 тыс. грн., то «экономия» уже
753 грн., при 10 тыс. грн. – 1 803 грн.

Т.е. отбеливать выгодно лишь самые маленькие зарплаты. А посему эта реформа обречена на провал. Более того, существуют другие способы снижения налоговой – нагрузки на работающих. Причем вполне легальные. И один из вариантов – уволить сотрудника и оформить его как частного предпринимателя.

Вариант оптимизации

Если сотрудника оформить как плательщика единого налога 3 группы, то в бюджет он должен будет перечислять 4% от получаемых доходов, а также ЕСВ с минимальной зарплаты. Т.е. выплачивая ему 10 тыс. грн., он перечислит в казну 4% единого налога – 400 грн. ЕСВ, в случае единщика, начисляется с минималки и составит 500 грн. Итого – расходов 900 грн. Тогда как в случае официального трудоустройства пришлось бы отдать в бюджет 3 100 грн., а при условии использования конвертационных центров – 1 387 грн.

2 Место
Фискальные
метры

Даже такое сомнительное богатство, как трехкомнатная квартира в разваливающейся панельке, отныне подлежит налогообложению. По новому законодательству, налог придется платить владельцам квартир площадью свыше 60 кв.м, а также домов от 120 кв. м. Важный момент – учитывается не жилая, а общая площадь. В том числе коридор, балкон, кухня, а случае домовладения – все дополнительные
постройки.

Большинство районов не только в столице, но и во многих других городах массово застраивались в конце 80-ых прошлого столетия. Посему видавшая виды трешка, где жилая площадь не превышает 42м, уже попадет под налогообложение, поскольку общая –72 кв.м. В новых домах налоги заплатят даже собственники двушек, метраж которых редко меньше 64 кв.м.

Величину налога определяют местные администрации. Но его размер не может превышать
24,36 грн. (2% от минимальной зарплаты) за каждый метр, превышающий 60 кв.м. в случае квартир, и
120 кв.м – домов. Соответственно, владелец двушки площадью 64 кв. м.
ежегодно обязан перечислить в бюджет за «лишние» 4 метра 97,4 грн.

Сумма небольшая, но аппетит приходит во время еды. И как только произойдет повышение минимальной зарплаты, а в прошлые годы это происходило довольно часто, автоматически увеличится и сумма налога, не говоря уже о самой бумажной волоките при уплате налога.

Вариант оптимизации

Проще всего оформить большую квартиру на нескольких собственников, например, членов семьи. В этом случае на каждого будет приходиться менее 60 квад-ратов, что автоматически освобождает от уплаты налогов.

3 Место
Налог на
проценты

Вот в чем нельзя упрекнуть реформаторов, так это в «своевременности» введения налогов. Лучшего момента, чем обложить депозиты граждан, когда они всеми силами выводят деньги из банковской системы, и не придумаешь. Банкиры изобретают массу уловок, как удержать своих клиентов, сбить панику населения, и тут им на «помощь» приходит правительство, стимулируя вкладчиков убегать еще быстрее.

С точки зрения властей, авто с объемом двигателя свыше 3 л – роскошь, а потому облагается налогом 25 тыс. грн. ежегодно на протяжении первых 5 лет

Летом прошлого года был введен налог на доходы по депозитам в размере 15%, теперь же – все 20%, причем сумма вклада значения не имеет. На практике это выглядит так. Предположим, вкладчик открыл депозит под 25% на сумму 1 000 грн. За год банк ему начислит в качестве процентов 250 грн., из которых он получит 200 грн. Разница уйдет в бюджет. Таким образом, реальная доходность вклада снизится на 5 п.п. до 20% годовых.

Само собой – чем меньше ставка, тем ниже налог. Например, по вкладам в долларах банки начисляют в среднем 10% годовых. Соответственно, при размещении $1 тыс. на год, вкладчик к концу срока получит в качестве процентов $100, из которых государство заберет $20. В итоге – доходность депозита составит 8% годовых.

Вариант оптимизации

Избежать налогообложения в данном случае невозможно.

4 Место
Стимул
предприимчивым

Заниматься бизнесом в Украине – дело неблагодарное. По оценкам European Business Association (EBA), уровень инвестиционной привлекательности страны составляет 2,5 балла из 5 возможных. Т.е. проще спекулировать валютой, чем создавать рабочие места.

Формально власти полны решимости изменить существующее положение дел, а посему решили снизить налоговое давление на малый и средний бизнес, сократив ставки единого налога.
Для единщиков-плательщиков НДС придется отдавать в бюджет 2% от суммарных доходов вместо 3%, для неплательщиков – 4% вместо 5%.

Вне всяких сомнений, налоговое давление на предпринимателей снижается. Но это вовсе не означает, что появляются стимулы для развития бизнеса. Снижение
налогов всего на 1 процентный пункт слишком слабый толчок к организации своего дела. Ведь остается НДС (20%), налог на доходы физлиц (15%) для наемных сотрудников и единый соцвзнос (41% или 16%).

Вариант оптимизации

Если уж и создавать свой бизнес, то лучше нанимать персонал без официального трудоустройства, что и практикуется повсеместно в Украине. В этом случае предприниматели не платят налог на доходы физлиц, а ЕСВ ограничен суммой 500 грн.

5 Место
По
машинам

Кто бы мог подумать, что, с точки зрения властей, автомобиль с объемом двигателя свыше
3 л является роскошью, а потому облагается налогом 25 тыс. грн. ежегодно на протяжении первых 5 лет. Вот, например, Maserati Quattroporte, мощностью под 300 лошадей и стоимостью минимум 1,7 млн. грн., обычная рабочая лошадка. И никаких сборов платить не надо. Тогда как
Subaru Outback за 600 тыс. грн. свидетельствует о несметном богатстве владельца. Ему-то и придется
раскошелиться.

По странному стечению обстоятельств, налогообложения избежали собственники не только многих спорткаров и элитных авто, но и всевозможных яхт, самолетов и вертолетов. Ну, зачем расстраивать реформаторов?

Вариант оптимизации

Один из способов владельцу 3-х литрового авто избежать уплаты налогов – перевести авто на газ. В этом случае можно заявлять налоговикам, что двигатель не является в чистом виде бензиновым или дизельным, а потому действия налога на него не распространяется. Хотя надо признать, что такой вариант все-же не 100%-ная гарантия от претензий налоговиков.


Также читайте:


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here