Самые автомобильные страховые компании
Ничто так не радует после столкновения с впереди идущей машиной, как полис ОСАГО. Хотя не исключено, что поникший вид водителя пострадавшего авто станет еще печальнее, когда он увидит, с какой беспечностью виновник ДТП размахивает страховкой над головой. Все-таки одно дело получить выплату от нарушителя, и совсем другое – компенсацию от страховой.
По нынешним временам далеко не каждая страховая компания, продавшая автогражданку, готова возмещать ущерб. И очень может быть, что уверенность виновника ДТП в относительно небольших потерях – нужно ремонтировать только свою машину или то, что от нее осталось, – вскоре сильно пошатнется. Например, после решение суда о возмещении ущерба пострадавшей стороне. Увы, страховка ОСАГО не всегда служит гарантией, что страховая компания с радостью возьмет все расходы на себя. Ну, или хотя бы сильно расстроится, отказавшись от дальнейшего сотрудничества с незадачливым клиентом, но все равно заплатит.
Страховая расплата
Многие владельцы авто почему-то считают, что уже сам по себе факт покупки автогражданки – надежная защита от финансовых потерь в случае ДТП по их вине. И совершенно не важно, где покупался полис, и по какой цене. Предложили 50% скидку? Отлично, почему бы не взять? Все равно в ответе страховщик. А если не он, то Моторно-транспортное страховое бюро, в котором существует специальный фонд защиты потерпевших. Посему не имя страховщика, ни его финансовое состояние, ни подозрительно низкая стоимость его услуг значения не имеют.
Сэкономить на полисе – большой соблазн, особенно сейчас. При одних и тех же исходных данных цены могут отличаться в разы. Например, в столице для автомобиля с двигателем до 1,6 литра ОСАГО может обойтись как в 700 грн., так и в 1 400 грн. А отдельные компании готовы предложить скидки, снизив стоимость полиса даже до 510 грн., обещая бесплатно доставить страховку прямо домой. Так зачем платить больше?
Начнем с того, что все больше страховых компаний оказывается в сложном финансовом положении. Многие откровенно стоят на грани банкротства. Если кратко, основная причина – сокращение притока новых клиентов ввиду падения платежеспособности населения и девальвация гривны, отразившася на существенном увеличении страховых выплат, особенно в автостраховании. Ведь стоимость запчастей и самих авто привязана к твердой валюте, а не гривне.
К этому следует добавить, что еще до кризиса многие страховщики, по большому счету, мало чем отличались от финансовых пирамид. Все, чем они занимались, – пылесосили деньги граждан, предлагая дешевые услуги. А когда приходило время платить клиентам по страховым событиям, всеми силами пытались уйти от своих обязательств. Рано или поздно такие компании должны были уйти с рынка и происходящие экономические потрясения этот процесс лишь ускорили.
Распространенное мнение, что если не платит страховая по полису ОСАГО, то тогда ущерб возместит Моторно-транспортное страховое бюро (МТСБУ). Но так бывает не всегда.
Законодательством определено 5 случаев, когда выплаты ложаться на плечи МТСБУ. Первый – у виновника ДТП не было полиса, второй – участник ДТП скрылся с места происшествия, третий – авто управлялось без согласия собственника, четвертый – машина была передана в пользование милиции или медикам, пятый – у страховой компании оказалось недостаточно средств для выполнения взятых на себя обязательств. Но этот последний вариант возможен только тогда, когда страховщик признан банкротом или ликвидирован.
Многие автовладельцы почему-то считают, что уже сам по себе факт покупки автогражданки – надежная защита от денежных потерь в случае ДТП по их вине
От возникновения проблем в страховой до признания ее банкротом могут пройти годы. И все это время может происходить активная распродажа страховых полисов. Более того, нередки случаи появления страховых зомби.
Страховая компания уже давно умерла, а ее полисы продолжат продавать агенты. Возможны и просто откровенные мошенничества. Скажем, страховая потеряла право продавать автогражданку. Но бланки ОСАГО неожиданно оказались утерянными, которые потом внезапно появились у страховых агентов. Да и сами посредники нередко сбрасывали своим клиентам недействительные страховые полисы. Что же происходит в этом случае? Кто возмещает ущерб?
И снова здравствуйте
Владелец пострадавшего авто, не получив выплат от страховой виновника ДТП и отказ от возмещения убытка со стороны страхового бюро, скорее всего постарается защитить свои интересы в суде. При относительно крупных суммах так и бывает. Иск подается против нарушителя правил с требованием возместить моральный и материальный ущерб. И с большой долей вероятности он будет удовлетворен. Особенно, если страховая еще не перешла в стадию банкротства.
Обычно виновники ДТП пытаются защитить свои интересы в судах ссылкой на разъяснения Пленума ВССУ, что не предъявление требований к страховой компании служит основанием для отказа в иске. Но это срабатывает далеко не всегда.
Даже если компания уже признана банкротом, пострадавшая сторона может предъявить свои претензии виновнику ДТП. В этом случае можно вытребовать как минимум компенсацию франшизы и моральный ущерб. Цена вопроса – 2-3 тыс. грн., что, к слову, существенно превышает стоимость автогражданки.
Против виновника ДТП может подать иск в суд и страховая компания пострадавшей стороны, если был заключен договор КАСКО. И какое примет решения суд заранее предсказать нельзя.
Избежать финансовых потерь в будущем можно только в одном случае – покупке автогражданки у платежеспособной компании. Вопрос лишь в том, как узнать, что ее финансовое положение не вызывает опасений не только во время заключения страхового договора, но и во время его действия.
Моторный рейтинг
Упростить проблему выбора помогает само МТСБУ. На сайте бюро регулярно публикуются данные о финансовом состоянии страховщиков, продающих полисы ОСАГО. Исходя из них, можно составить первое впечатление о возможности страховой выплачивать компенсацию в случае ДТП. И все же этой информации может оказаться недостаточно.
Некоторые компании, которые уже стали банкротами, на определенном этапе тоже не вызывали больших подозрений у экспертов бюро. И лишь после того, как накопилась критическая масса недовольных клиентов, стали появляться негативные оценки.
Бывает и так, что компания, ранее не проявлявшая себя в автостраховании, а потому выдерживающая критерии МТСБУ, неожиданно начинает стремительно увеличивать число клиентов. Например, за счет демпинга или перехода клиентов из других страховых компаний благодаря щедрым комиссионным страховым агентам. Поскольку владельцы авто не располагают соответствующей профессиональной подготовкой, посредника довольно просто уговорить сделать выбор в пользу компании, которая представляет для них интерес. Мол, такой-то страховщик точно платит, а у остальных проблемы.
Далее, резко нарастив число клиентов, через определенный период, когда начинаются выплаты, у страховой возникают трудности, поскольку низкая стоимость полисов и высокие затраты на агентов лишили необходимых ресурсов. В итоге компания быстро теряет платежеспособность и становится банкротом.
Еще один недостаток рейтингов МТСБУ – предоставление информации с большим опозданием – около 3-4 месяцев. За это время ситуация может сильно измениться, а показатели компании сильно ухудшится.
Наиболее простой выход – выбрать из данных МТСБУ самых крупных страховщиков. Причем не только в сегменте ОСАГО, а на страховом рынке в целом. При этом отдав предпочтение страховщикам с зарубежным капиталом.
№ | Название компании | Платежи по ОСАГО, млн. грн.* | Уровень выплат, %* |
---|---|---|---|
1 | Альфа Страхование | 18,986 | 50,7 |
2 | Арсенал Страхование | 35,408 | 41,77 |
3 | АХА Страхование | 67,794 | 59,11 |
4 | Ильичевское | 37,469 | 29,63 |
5 | ИНГО Украина | 29,474 | 65,89 |
6 | Княжа Вена Иншуранс Групп | 67,863 | 47,31 |
7 | ПЗУ Украина | 41,816 | 54,9 |
8 | ПРОСТО-страхование | 47,521 | 46,18 |
9 | Украинская страховая группа | 30,449 | 60,31 |
10 | Универсальная | 35,415 | 40,62 |
11 | Уника | 77,824 | 46,1 |
12 | УПСК | 85,875 | 34,56 |
*данные на 01.09.2014, источник: Insurance TOP |