Как Яценюк, Порошенко и Садовой будут реанимировать Украину

0
85

Как Яценюк, Порошенко и Садовой будут реанимировать Украину

Смогут ли власти провести обещанные реформы


Если считать, что разруха начинается в голове, то архитектура мыслительного процесса власть имущих проявится уже в ближайшее время. Нельзя сказать, что украинцы рассчитывают увидеть шедевры зодчества, но избушку на курьих ножках, подверженную гравитационным перекосам, точно не ожидают.


Разрушать, конечно же, не строить. Превратить относительно благополучную территорию в кромешный ад – дело нескольких месяцев. И как показали события на Востоке, больших финансовых и интеллектуальных усилий не требует. К завершению этого срока так и не услышанный «голос Донбасса» можно легко обменять на мешок картошки или остатки гуманитарной помощи, разграбленной боевиками.

Сколько занимает обратный путь – от разрухи к процветанию? В случае так называемых непризнанных республик на восстановление уйдут многие годы, а скорее десятилетия. Еще ни одна территория, где Кремль установил доморощенный «русский мир», не превратилась в полноценное, экономически самостоятельное развитое государство.

У отстоявшей свою независимость Украины столько времени нет. Армагеддон в экономике, непрекращающиеся атаки на Востоке и высокая вероятность масштабной военной операции не оставляет выбора. Страну нужно менять прямо сейчас, иначе последствия промедления станут необратимыми. Кажется, во власти это понимают. Как однажды заявил Президент Петр Порошенко: «Нам нужно не просто пройти путь тектонических изменений, а пробежать. Политическая воля у нас есть, а вот обратного пути точно нет. В противном случае нас ждет тотальный коллапс и перспектива остаться один на один с Россией. Реформы — не только путь к стабильному развитию, от них зависит само существование Украины». С этим высказыванием не поспоришь, особенно с последней фразой. Но где же, собственно, обещанные преобразования?
За последние полгода украинцы лишь жили ожиданиями, наблюдая, как нарастает угроза на востоке, а уровень благосостояния летит под откос. Почти 100% девальвация гривны, растущая безработица и улетевшие в небеса ценники в магазинах вызывают все больше вопросов у граждан, на которые они не могут найти ответы. Урчание в желудке может сильно изменить ход мыслей в головах. И едва ли умозаключения соотечественников очень понравятся властям.

«Нам нужно не просто пройти путь тектонических изменений, а пробежать. Политическая воля у нас есть, а вот обратного пути точно нет. В противном случае нас ждет тотальный коллапс и перспектива остаться один на один с Россией. Реформы — не только путь к стабильному развитию, от них зависит само существование Украины»

Пока промедление с реформами объяснялось войной и необходимостью проведения выборов, дабы новые парламентарии смогли эффективно провести все преобразования. Хотя совершенно очевидно, что многое можно было сделать и в старом парламенте, поддерживая надежды украинцев. В конце концов, ничто не мешало обойтись и без Верховной Рады. Вполне достаточно нормативов и разъяснений различных ведомств. В нашем государстве они нередко важнее законов и даже позволяют трактовать их по-разному.

В новые причины, охлаждающие реформаторский темперамент властей, уже никто не поверит. И вот, власти представили свою программу действий, ставшую основной коалиционного соглашения. Станет ли она планом Маршалла или окажется еще одним способом манипуляции сознанием граждан?

Соглашение предусматривает изменение практически во всех сферах государственного устройства. Можно, конечно, обвинить власти в бессмысленном распылении сил. Мол, сначала следует сосредоточиться на 1-3 реформах. И после успешной их реализации, приступать к следующим преобразованиям. Но учитывая уровень деградации государственной машины, нескольких мер уже недостаточно. Глупо менять двигатель и колеса, если тормоза не работают. Как свидетельствует опыт Грузии, требуется комплексный подход. И власти декларируют именно такой путь реформирования. Но это вовсе не снимает с них ответственность за качество нововведений. И вот здесь, к сожалению, совсем не то, что хотелось бы увидеть. Не станем обсуждать весь спектр преобразований, сосредоточимся лишь на экономических реформах.

Благие намерения

Власти декларируют обеспечение существенного улучшение условий ведения бизнеса. Стратегическая цель – войти в 20-ку рейтинга «Doing Business». Т.е. мы, по идее, должны обогнать Швейцарию, которая сейчас замыкает вторую десятку. Планы, конечно, весьма амбициозные. Но нельзя сказать, что дело совсем безнадежное. В конце концов, Грузия находится на 15-ой позиции. Было бы желание.

Жаль, что в коалиционном соглашении не указываются сроки достижения этой цели. А может, никто и не собирается попадать в ТОП-20? Ведь декларации это одно, а четкий план действий – совсем другое. И надо признать, что никаких радикальных мер по улучшению экономического положения страны коалиционные силы не планируют.

Традиционно слабое место Украины – налогообложение. Здесь мы даже не попадаем в первую сотню стран, входящих в рейтинг «Doing Business». По данным Всемирного банка, общая налоговая ставка в Украине 52,9%, тогда как в Европе – 34,9%. Особенно «подкачало» налогообложение зарплат, вдвое превышающее европейские платежи. Отсюда – выплаты в конвертах и низкие поступления в Пенсионный фонд.

Оживить предпринимательство власти собираются за счет сокращения числа налогов до 9 обязательных платежей и снижения самого крупного из них – Единого соцвзноса, с нынешних 40% до 18%.

Сразу отметим, что сокращение численности налогов не более чем техническая процедура. Меньше платить предприниматели не станут. Будут ликвидированы мало что значащие платежи, тогда как основные налоги останутся.
Снижение единого соцвзноса тоже не приведет к сокращению отчислений. Власти требуют, чтобы работникам как минимум вдвое повысили зарплаты, иначе придется насчитывать прежние 40% вместо 18%. Очевидно, такая мера играет роль подстраховки, дабы Пенсионный фонд окончательно не обанкротился. И властям действительно есть чего опасаться.

Хотели как лучше

Предложенные новшества можно назвать реформой с большим трудом. Тем более, если под реформированием понимать радикальное изменение сложившихся отношений между предпринимателями и государством в период масштабного экономического кризиса и военной агрессии.

Даже при двукратном снижении Единого соцвзноса, уровень налогообложения в Украине все равно останется выше, чем в европейских странах. Никуда не исчезнут НДС (20%) и налог на прибыль (19%). Кроме того, работодатели по-прежнему будут обязаны перечислять с зарплат сотрудников 15% налога с доходов.

Проще говоря, если сейчас государство забирает себе с каждой тысячи 560 грн., то после снижения соцвзноса – 381 грн. Едва ли такая «скидка» вынудит бизнесменов тут же выйти из конвертов. Ведь в случае неофициальных зарплат потери на обналичку составляют около 10%, т.е. в нашем случае 100 грн. с тысячи. И это не говоря о том, что платить в бюджет придется больше, чем ранее, поскольку предприниматели вынуждены будут повысить зарплаты. Какой же в этом экономический смысл?

Предложенные властями меры хороши во время растущей экономики и совершенно бесполезны при экономических катаклизмах

Совершенно очевидно, что бизнесмены, которые каким-то чудом еще не закрыли свое дело, несмотря на сумасшедшее падение потребительского спроса, обнищание людей, обвал курса и рост инфляции, предпримут все возможное, чтобы избежать дополнительных платежей в бюджет. Точнее, оставят все как есть. И никакого выведения бизнеса из тени не произойдет. Даже если власти начнут оказывать давление на предпринимателей, устраивая им проверки или угрожая штрафными санкциями. С точки зрения работодателя, ведущего борьбу за выживание в крайне неблагоприятной экономической среде, проще уволить сотрудников или даже зарыть свое дело, чем переходить на прозрачную форму работы.
Предложенные властями меры хороши во время растущей экономики и совершенно бесполезны при экономических катаклизмах. Это все равно, что больного кормить вдвое чаще обычного, рассчитывая на быстрое выздоровление, хотя требуется срочное хирургическое вмешательство.

Страна, как и бизнес, находятся не просто в сложном, а в чрезвычайном, катастрофическом положении. И от властей ждут симметричной вызовам реакции. А вместо этого – вялая рефлексия и бледная немощь.

Генацвале покажет

Сложно удержаться от напоминания нынешним реформаторам как из экономической разрухи выходила Грузия. В этой стране не просто снижали налоги. В некоторых случаях их просто отменяли. Вообще, грузины очень часто рубили с плеча, и эта тактика оказалась весьма успешной. И главное – способной принести быстрый результат. Зачем пытаться постоянно ремонтировать коррупционную машину, если ее можно просто выбросить?

Общая налоговая ставка в Грузии 16,4% против нынешних 52,9% в Украине. И что очень важно – налоги и выплаты начисляемые на зарплаты равны нулю. Никаких начислений и выплат! Вот это действительно можно назвать реформой. Моментально уничтожены все конвертационные центры, предмет для коррупции со стороны фискальных органов и одновременно созданы уникальные возможности для роста занятости среди населения и получения мощного стимула к развитию предпринимательства, плюс полная легализация зарплат. Т.е. в Грузии, которая во время проведения реформ фактически была под угрозой исчезновения как государство, было создана оффшорная зона. Почему ее не создать в Украине? Мешают интересы?

Можно очень долго бороться с коррупцией, но если не лишить ее финансовых ресурсов, одержать победу невозможно. Посему добиться ошеломляющих результатов в экономической сфере, следуя предложенному плану властей, будет крайне сложно. Не говоря уже о том, что псевдореформы могут привести к весьма плачевным результатам не только для первых лиц государства, но и всей страны.

Не почувствовав положительных изменений, украинцы очень быстро потребуют у властей объяснений. А это чревато очередными политическими и экономическими потрясениями. Лучшего подарка Путину и не придумаешь. Это самый пессимистический сценарий развития событий. Но не самый вероятный.

Скорее всего, роль реформаторов примерят на себя наши кредиторы и будут проталкивать изменения вопреки воле чиновников. Условно, хотите получить новый транш и сохранить свои кресла – примите очередную порцию необходимых законов.

В таком случае быстрых изменений, как в Грузии, в Украине, увы, не произойдет. Таких профессионалов, как Каха Бенждукидзе, у нас нет. И даже если бы они были, едва ли бы им удалось войти во власть. Посему нам придется долго выбираться из ямы, в которую сами же себя и загнали.


Какие реформы ждут экономику страны

Налоговая реформа

сокращение числа налогов с 22 до 9
сокращение налоговой отчетности
обеспечение прозрачности и предсказуемости налоговой системы
повышение вдвое объема неуплаченных налогов, после чего наступает криминальная ответственность предпринимателей (с 17 тыс. до 34 тыс. грн.)
ликвидация штрафных санкций в случае согласия предпринимателей уплатить доначисленные налоговой платежи, не оспаривая их в суде
исключение из Госбюджета поступлений от штрафов и пени
проведение налоговой амнистии капиталов
запрет на криминальное преследование за уклонение от уплаты налогов до окончательного согласования налоговых обязательств
реформирование налога на недвижимость с целью определения базы налогообложения в зависимости от стоимости недвижимости
сокращение единого социального взноса до 18%
существенное сокращение штата Государственной фискальной службы
определение налога на прибыль, исходя из Международной системы финансовой отчетности

Создание привлекательной для
инвестиций среды

снижение количества документов разрешительного характера
вхождение в 20-ку стран по легкости ведения бизнеса в рейтинге «Doing Business»
защита прав собственности
замена на протяжении года существующей системы регулирования бизнеса на европейскую
создание условий для развития телекоммуникационных сетей 4-5 поколений

Переход от административного контроля
к поддержке бизнеса

сокращение числа регуляторных и контрольных органов
ограничение или прекращение деятельности предприятия исключительно по решению суда
внедрение рискоориентированной системы государственного контроля
обеспечение конкуренции на рынке оценки

Упрощение процедур
в сфере строительства

усовершенствование процедур подключения к
сетям природных монополий
сокращение срока выдачи разрешительных
документов
сокращение процедур передачи в пользование и продажи земли государственной и коммунальной собственности
внедрение прозрачной процедуры получения права собственности на объекты незавершенного
строительства

Содействие выходу товаров
на внешние рынки

внедрение технических стандартов на продукцию по требованиям ЕС
внедрение системы регулирования и госконтроля над безопасностью пищевых продуктов в соответствии требованиям ЕС
сокращение процедур на оформление экспортных и импортных операций
создание Экспортно-кредитного агентства для поддержки компаний-экспортеров


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here