Малый и средний бизнес — проблемы выживания

1
82

Малый и средний бизнес - проблемы выживания

Как власти собираются спасти малый и средний бизнес от вымирания? Самые главные законодательные новации этого года


В Красной книге каждому виду
млекопитающих, чья популяция стремится к нулю, присваивается категории «уязвимый», «исчезающий» или «исчезнувший». Если считать предпринимателей некой разновидностью фауны, то следовало бы ввести еще несколько критериев – «истребляемый», «вытесняемый» и «отжимаемый».


Увы, чтобы удачно запустить малый бизнес в Украине для начала необходимо стать владельцем крупного. И уже с высоты предпринимательского полета создавать фирмы с уставным фондом в 1 тыс. грн., успешно ворочающие миллиардами. Не каждый же homo sapiens обладает талантом по поставке «необлагаемого» топлива, нелегального спирта и сигарет, а также прочих ходовых и главное, очень рентабельных товаров.

Всем остальным «недотепам», решившим пройти эволюционный путь от малого к великому, власти (как прежние, так и нынешние) не перестают рассказывать удивительные сказки о необходимости платить налоги, получать разрешения, проходить согласование и так далее, прекрасно понимая, что легально работать в Украине возможно только в теории. Причем в теории «очень большой
относительности».

Если власти не предпримут радикальные шаги, то предпринимательство вообще исчезнет как класс

Простой пример. Представим, что некий гений, обладающий неимоверным предпринимательским талантом, продал воздух на 100 тыс. грн. Казалось бы, у такого бизнеса рентабельность равна бесконечности. Ничего не вложил и получил вполне приличный доход. Но если просчитать налоги, то выяснится, что торговля смесью азота, кислорода и автомобильных выхлопов хоть и выгодна, но связана с серьезными издержками.
Из 100 тыс. грн. предприниматель заплатит НДС в размере 16,6 тыс. грн. С оставшихся денег (100-16,6) в пользу бюджета уйдет 15,8 тыс. грн. в виде налога на прибыль. Итого – в распоряжении предпринимателя остается 67,5 тыс. грн. Но чтобы снять их со счета как дивиденды придется заплатить еще 15% от суммы. В конечном счете, на руки получим 57,3 тыс. грн. Т.е. больше 40% средств от продажи достанется государству. И это заметим, у продавца воздуха нет сотрудников, он не покупает оборудование, не тратится на аренду, не инвестирует в новые технологии и т.д. Как же должны выживать предприниматели, у которых существуют «издержки производства»? Очевидно, что их деятельность просто не совместима с жизнью в нынешней бизнес-среде.

Легальное предпринимательство, если оно не является частью какой-то бизнес-империи, существующей по совершенно иным правилам и законам, обречено. Принято считать, что в развитых странах, доля малого и среднего бизнеса в объемах производства занимает 70%.

У нас – всего 15%


    Каждое 7 предприятие на грани закрытия

  • Последние события в стране негативно повлияли на большинство украинских компаний. По данным опроса Международного кадрового портала HeadHunter Украина, больше чем половина опрошенных заметили негативные тенденции в своем бизнесе. 39%
    говорят просто об ухудшении показателей работы, еще 14% –
    о том, что бизнес пребывает на грани закрытия.

Каждый, кто когда-либо занимался выпуском какой- то продукции, уже давно «толкает» импорт из Китая. Относительно свободно себя может чувствовать только торговля и сфера услуг. Да и то при условии тотальной оптимизации налогообложения.

В 2013 году количество малых и средних предприятий сократилось вдвое по сравнению с 2011. Наверняка по итогам 2014-ого результат будет еще печальнее. А если власти не предпримут радикальные шаги, то предпринимательство вообще исчезнет как класс.

Почти весь админресурс государства за недолгую историю независимости Украины был задействован в поддержке крупного бизнеса. В итоге в стране выстроилась идеальная олигархическая модель экономики с тотальной монополией, огромной разницей между доходами богатых и бедных. В конечном счете, получили несколько миллиардеров, входящих в первую сотню толстосумов мира, и полностью деградировавшую промышленность.

Страна оказалась экономически беззащитной. Любой кризис в Украине превращается в мощный финансовый шок. И вполне логично, что бесконечные потрясения привели, в конечном счете, к смене политической элиты. Вопрос лишь в том, сможет ли новая власть восстановить страну из пепла или будет использовать старые методы, пока окончательно Украина не сыграет в ящик.

Увы, пока создается впечатление, что скорее второе, чем первое. Чиновники в нынешнем правительстве уже не производят впечатление больших реформаторов. Одно дело выполнить жесткие требования МВФ для получения кредита и совсем другое – перезапустить экономику страны. Пока все старания направлены на борьбу с «конвертационными центрами» и зарплатами в «конвертах», как будто победа над этими структурами сразу же превратит стану в процветающее государство. Можно подумать, что при нынешней системе налогообложения предприниматели смогут заплатить государству 40% доходов. Им проще закрыться. В итоге активность чиновников привела к смене вывесок «конвертов». И все осталось по-прежнему.

Для предпринимателей есть небольшой шанс начать все с чистого листа. Сразу двумя законопроектами предлагается забыть о налоговых «грехах» в прошлом

Уйти от налоговых схем, поддержать предпринимателей и наполнить бюджет можно только экономическими методами. По сути, само государство должно стать конкурентом конвертам, ямам и площадкам. Сейчас при Минфине и Минэкономики работает несколько экспертных групп, разрабатывающих новую налоговую политику страны. Обсуждается возможность резко сократить налоги и даже отказаться от некоторых из них. Один из вариантов – ликвидировать НДС, а вместо него ввести налог с оборота или снизить НДС до 7%.

Вот только времени на эксперименты нет. Необходимо внедрять новшества уже прямо сейчас, а не в 2015-ом или 2016 годах, на которые нацеливаются эксперты. К этому времени страна может не дотянуть. Особенно учитывая происходящее но востоке. Настало время простых и радикальных решений, как это когда-то было в Грузии.

К счастью, в парламенте появилось несколько законопроектов, призванных если не активизировать предпринимательство, то по крайне мерее существенно упросить жизнь малому и среднему бизнесу. Вопрос лишь в том, будут они приняты в ближайшее время или так и останутся декларациями о благих намерениях.

Налоговый компромисс

Пока единственное, на что оказалось способно нынешнее правительство – предложить предпринимателям сделку. Бизнесмены сообщают налоговикам о суммах неуплаченных налогов в предыдущие годы, а государство прощает им 85% долга. Эта идея заложена в проекте закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно особенностей налоговых обязательств по налогу на прибыль и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» (№4 930).

Отрыть карты налоговикам необходимо в течение 60 дней после принятия закона. Дальше – «Кто не спрятался – я не виноват».


  • Ухудшение и спад в бизнесе чаще других замечают работники банковской (50%), маркетинговой (51%) и торговой сферы (54%). О большей, чем у других, угрозе закрытия бизнеса говорят в строительной (27%), производственной (16%) и консалтинговой сферах (14%).
    Четверть украинских компаний работают без изменений, еще 20% не могут пока определиться с тенденциями в их бизнесе. И только 2% опрошенных говорят о росте бизнеса и улучшении показателей. Этот показатель практически одинаков для всех сфер экономики.

Разработчики закона ссылаются на опыт Италии, которой удалось привлечь в казну более 100 млрд. євро. Но тогда почему украинский вариант налоговой амнистии существенно отличается от европейского? Итальянцам позволялось выплатить всего 2,5% в пользу государства. Тогда как с украинцев требуют 15%, которые в реальности превращаются во все 30%. Ведь придется заплатить со скидкой не только налог на прибыль, но и НДС. Плательщик на общей системе просто не сможет выплатить один налог, сэкономив на другом.

Кроме того, в случае Италии выплата налога проходила анонимно. У нас же необходимо пройти проверку налоговой. И вовсе не факт, что сумма, которую придется выплатить в бюджет, окажется такой, как хотелось предпринимателю. Наши налоговики отличаются большой «фантазией» и высокими «амбициями» в разумных пределах. Посему эта идея правительства едва ли достигнет своей цели. На компромисс по-йдут лишь те, кто заранее уверен в том, что он состоится.

И наконец, главное, если налоговая система останется такой, как сейчас, то через год-два можно снова объявлять о налоговой амнистии. Какой смысл «прощать» бизнесменов, если вскоре они опять будут во всем виноваты. Типичный пример, когда борются со следствиями, а не причинами.

Отсрочить проверки

Намного реалистичнее выглядит предложение парламентариев избавить предпринимателей на несколько лет от проверяющих. Проектом постановления «О снижении давления контролирующих органов на малый и средний бизнес в 2014-2017 годах» (№4 837), предусмотрено, что на указанный период Кабмин предпримет меры и приостановит документальные и фактические проверки. Также предлагается налоговикам отменить график проверок представителей малого и среднего
бизнеса.

Бесспорно, это далеко не решение проблемы неимоверного налогового давления на бизнес, но хотя бы на какой период предприниматели вздохнут спокойно. Кроме того, у властей появится возможность изменить налоговую систему так, чтобы с 2018-ого ни у кого не было желания прятаться от проверяющих.

От проверок можно было бы вообще отказаться. В том виде, в котором они существуют сейчас, никакой пользы ни для государства, ни тем более бизнеса они не представляют

Да и сами предприниматели смогут привести свои дела в порядок, чтобы ошибки прошлого не стали предметом преследований в будущем. Ведь проверки осуществляются за последние 3 года. Получается своеобразная налоговая амнистия без лишней нервотрепки и подводных камней. Все просто и понятно.

Пока постановление еще не принято. И надо признать, что депутаты не спешат за него голосовать. Документ 6 раз подавался для включения в список законопроектов для голосования, но каждый раз не набирал необходимого числа голосов. И это притом, что со всеми профильными комитетами проект был
согласован.

По большому счету, от проверок можно было бы вообще отказаться. В том виде, в котором они существуют сейчас, никакой пользы ни для государства, ни тем более бизнеса они не представляют. В прошлом году расходы госбюджета на содержание контролирующих органов составили около
24,7 млрд. грн. А штрафы –
4 млрд. грн. Причем львиная доля уплачена не была.

Ограничить контролеров

Еще один проект, позволяющий умерить пыл фискальных органов – «О внесении изменений в закон Украины «Об основных положениях государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности» (№4 884). Этим документом парламентарии хотят обязать налоговиков за 10 дней до конца года официально объявлять на своем сайте информацию о предстоящих плановых проверках. Таким образом, предприниматели смогут заранее подготовиться к визиту фискалов. Сейчас же о проверках сообщается за 10 дней, да и то, при условии, что письмо дошло до адресата, ведь не факт что юридический и фактический адрес предприятия совпадают. Такое встречается крайне редко. Особенно в случае постоянно мигрирующего малого и среднего бизнеса.

Еще один важный момент – проверки не могут длиться больше 15-25 дней в году в зависимости от степени риска предприятия. В случае принятия законопроекта многомесячный террор бизнесменов со стороны проверяющих органов канет в Лету. Особенно повезет средним и крупным компаниям. В конце мая законопроект был отработан всеми профильными комитетами Верховной Рады, но в сессионный зал так и не попал.

Простить все налоговые долги

Для предпринимателей есть небольшой шанс начать все с чистого листа. Сразу двумя законопроектами предлагается забыть о налоговых «грехах» в прошлом. Первый звучит так: «О принятии мер, направленных на достижение взаимопонимания между бизнесом и государством путем списания задолженности по выплате пени, штрафных санкций и реструктуризации сумм налоговых обязательства субъектов микро, малого и среднего бизнеса, недопущение преследований и наказания предпринимателей» (№4 866). Второй проект называется «О списании задолженности по выплате налогов и сборов субъектов малого и среднего бизнеса» (№4 838).

Отличия между этими двумя проектами несущественные. В первом предлагается «забыть» обо всех начисленных штрафах и санкциях в период до 1 января 2014-ого. А все суммы налоговых обязательств реструктуризировать на 10 лет. Также предприниматели освобождаются от уголовного преследования.

Во втором проекте предусматривается более радикальный вариант. Списанию подлежат не только начисленные пени и штрафы, но и вся налоговая задолженность перед бюджетами всех уровней и Пенсионным фондом. В общем – тотальное обнуление.

Не удивительно, что оба законопроекта получили негативную оценку Главного научно-экспертного управления парламента и едва ли будут приняты. Даже несмотря на то, что разработчиком одного из них является депутат Александра Кужель.


    Как повлияли последние события на Вашу компанию?

  • Бизнес идет на спад,
    заметно ухудшение 39 %
    Никак, компания работает в том же режиме, что и до декабря 2013 года 23%
    Компания на грани закрытия 14 %
    Улучшились показатели, растет бизнес, новые клиенты и т.д. 2 %
    Сложно делать выводы 20 %

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. У нас в стране бизнес как таковой понятие абстрактное. Если начинаешь с нуля, то только открыл предпринимательство и уже плати налоги, и ни кого не интересует, что прибыль может и не появиться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here