Умные перевозчики. Кто такие 3PL-операторы и как с их помощью сократить логистические издержки

0
1011

На рынке логистических услуг появился новый сегмент, сформированный логистическими компаниями, позиционирующимися как 3PL-операторы. Third Party Logistics (3PL) – в переводе «логистика третьей стороны» – оказание широкого перечня услуг, начиная с организации перевозок и хранения и заканчивая управлением заказами и доставкой груза клиентам

3PL-провайдеры, в отличие от обычных перевозчиков, выполняют комплекс работ по всему циклу поставок товаров, включая экспедирование, прием, складское хранение, учет, страхование, ведение документации, предпродажную подготовку грузов, упаковку и доставку конечному потребителю. Таким образом, 3PL-оператор становится промежуточным звеном между поставщиком и клиентом. В мировой практике они нередко выполняют роль бизнес-консультантов, помогающих оптимально организовать процессы продвижения товаров.

3PL-провайдеры имеют свою транспортную службу (собственные или арендованные транспортные средства для перевозки грузов), складские комплексы, экспедиторскую службу, предоставляют таможенно-брокерские услуги, документальное оформление.

Важную роль в работе 3PL-провайдера играет программное обеспечение, которое должно управлять всеми процессами, в т. ч. это учет товарных запасов заказчика, управление транспортом, автоматизированное управление складскими операциями, предоставление документации, составление отчетов клиентам.

Комплексные логистические услуги в Украине предоставляют украинские и международные компании: Kuehne + Nagel, FM Logistics, Zammler, Raben Ukraine, «Логистик-Плюс», «УВК Украина», «ЯрТранс Лоджистик», Pakline Logistics, Neolit, «Тальман» и др.

Стоимость услуг 3PL-провайдеров зависит от различных факторов: объема услуг, оговоренных в контракте, характера продукции и упаковки, условий хранения, численности товаров, совокупности и условий перевозок, количества инвентаризаций и наличия дополнительных услуг.

На растущем рынке

Спрос на логистические услуги неуклонно растет. По данным Государственной службы статистики, объем грузоперевозок в Украине стабильно увеличивается на протяжении последних трех лет.

Наибольший объем грузов доставляется по железной дороге. Правда, в последние годы наметилась тенденция к снижению по­пулярности этого способа доставки грузов. В то же время автомобильные грузоперевозки (к примеру — (http://inka-trans.ua) ) стремительно набирают темп.

Одним из стимулов повышения спроса на логистические услуги стало развитие e-commerce. Украина входит в топ-10 стран с самыми высокими темпами развития розничной онлайн-торговли. И этот тренд наверняка останется доминирующим в ближайшие годы.

С ростом рынка электронной торговли возникла потребность в фулфилмент-сервисе. Такое комплексное обслуживание предлагается 3PL-провайдерами, которые обеспечивают наиболее широкий спектр услуг с использованием современных автоматизированных систем учета. Кроме них в этом сегменте работают почтовые провайдеры, курьерские службы и крупные компании складского хранения. Самые известные в Украине: «НП Логистик» (входит в состав группы «Новая Почта»), Zammler, Raben Ukraine, Meest Express, FM Logistic и Denka Logistics.

Всем будет фулфилмент

Под фулфилментом подразумевается пакет логистических процедур с момента оформления заказа покупателем и до получения покупки. Наиболее востребована эта услуга интернет-магазинами. При росте бизнеса каждый интернет-продавец принимает решение: развивать свою службу обработки заказов и логистики либо передать на аутсорсинг бизнес-процессы по доставке товаров клиентам частично или полностью. Также данными услугами пользуются некоторые поставщики и иностранные компании, желающие выйти на онлайн-рынок Украины.

Фулфилмент включает в себя пять основных услуг. В их числе: прием товара от поставщика, который может хранить свой товар на фулфилмент-складе, хранение товаров на складе, обработка заказов, комплектация и упаковка товаров, доставка своими силами или с привлечением логистических подрядчиков, например курьерских компаний. Кроме того, фулфилмент-сервис предоставляет услуги по работе с возвратами. Среди необязательных дополнительных услуг компании могут осуществлять прием оплаты от получателя, вкладывать рекламные материалы, информировать покупателей, трекинг и др.

Преимущества и недостатки

Для подавляющего большинства торговых компаний важны быстрая доставка заказа и качественное обслуживание клиентов. Пользуясь возможностью передать эти процессы профессионалам, продавцы могут сосредоточиться на маркетинге и развитии продаж. При этом они внедряют инновации: оптимизируют затраты на персонал, складское хранение, IТ, ускоряют процесс доставки, а также могут быть спокойны в период отпусков.

Из недостатков: возникают информационные риски (возможность утечки данных о клиентах); наличие посредника между продавцом и клиентом может негативно сказаться на контроле качества, соблюдения особых условий транспортировки; отсутствует возможность оперативно реагировать на претензии клиентов.

Тарифы фулфилмент-оператора могут быть установлены как оплата за каждую операцию (обработка одного заказа, упаковка, маркировка и др.) или как абонплата за пакет услуг на определенный период.

Основатель интернет-магазина garnamama.com Марина Заславец говорит, что фулфилмент позволяет сократить затраты для компании и оптимизировать бизнес-процессы. На саму же логистику garnamama тратит 9% от общего оборота.

Президент Украинского логистического альянса Мария Григорак в своем исследовании рынка логистических услуг Украины в 2017 году отметила, что за последние два года на отечественном рынке произошел качественный сдвиг – смена философии и логистического мышления. По ее словам, если раньше логистику воспринимали как модную иностранную науку, красивую сказку о другой жизни и т. п., то за последние два года многие компании осознали, что это реальный инструмент повышения эффективности бизнеса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here