Колеса с барского плеча

0
91

Bu_auto

Как купить качественный и недорогой подержанный автомобиль, даже не слишком разбираясь в технике? Не все же в курсе, что сальники — это не блюдо украинской кухни

Любой автомобиль, попавший в Украину, обречен на технологическое бессмертие. Его так же сложно уничтожить, как Т-800 Шварценеггера. Превратившись за несколько десятилетий нещадной эксплуатации в сырье для металлобаз, он легко восстанавливается в гаражных кооперативах. И через месяц-другой перед покупателем на авторынке стоит не слишком старый автомобиль в отличном состоянии, со смешным пробегом для своих лет, сохранивший каким-то чудом родную краску и, конечно же, ни разу не попадавший в ДТП.

Искусственно созданные ограничения на авторынке привели к тому, что средний возраст автомобилей в Украине неумолимо приближается к дате провозглашения независимости. Ни много ни мало — 21 год и 6 месяцев. Больше только у Кубы. Через каких-то 10-20 лет наши дороги могли бы стать прекрасным музеем истории европейского автопрома прошлого века. Но все эти планы перечеркнули три нормативных акта, которые заложили фундамент цивилизованного рынка подержанных автомобилей в Украине.

Третья передача

До сих пор торговля подержанными автомобилями представляла собой аналог барахолки. Машины продавались кем угодно, где угодно и по каким угодно документам. Все это приводило к многочисленным злоупотреблениям. Покупатель мог легко стать счастливым обладателем краденого авто или получить отличную возможность существенно повысить свои знания в технике, проведя несколько месяцев на СТО и потратив сумму, соизмеримую с приобретением. Не секрет, что при всех возможностях диагностики выявить все мыслимые и немыслимые дефекты у подержанного автомобиля нереально. При необходимости умельцы даже перепрошивают бортовые компьютеры, дабы автомобиль не сообщал владельцу о неисправностях. Справедливости ради следует сказать, что о поломке мог не знать и сам продавец. Не исключено, что неполадки появились уже после покупки, хотя подобное случается редко. В общем, никаких гарантий. Теперь же ситуация может в корне измениться.

На рынок подержанных автомобилей выходят крупные автодилеры и автосалоны, отвоевывая место под солнцем у ставших привычными перекупщиков и даже прямых продавцов. Интерес к торговле б/у техникой возник по нескольким причинам.

С августа начинает действовать недавно подписанный президентом закон №3251, радикально снижающий акцизы на подержанные иномарки, завозимые в страну

Во-первых, потенциал развития этого сегмента рынка намного выше, чем у торговли новыми машинами. Из-за существенного удорожания авто после многократной девальвации гривни украинцы все чаще предпочитают покупать поддержанные машины. Новые им просто не по карману. Если основываться на данных автодилеров, то в 2015 году было продано около 450 тыс. б/у авто и в десять раз меньше – 46 тыс. – новых. При этом количество покупателей машин с конвейера сократилось почти вдвое.

Во-вторых, автосалоны получили возможность продавать машины без необходимости уплачивать налоги со всей суммы сделки, что практически блокировало подобные операции в прошлом. Теперь же путь для продаж открыт. Парламент принял, а президент подписал закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования рынка бывших в употреблении товаров». И теперь автосалоны платят налоги с разницы стоимости выкупа авто и его последующей продажи. Кроме того, упрощены юридические процедуры смены собственника авто.

В июле правительство своим постановлением разрешило оформлять сделки по купле-продаже авто прямо в автосалонах. И теперь необязательно покупателю и продавцу ехать в сервисный центр, заменивший с недавних пор МРЭО.

И наконец, в-третьих, автосалоны могут существенно активизировать продажи, занявшись массовым импортом поддержанных авто. И если это произойдет, авторынок страны изменится до неузнаваемости.

Bu_auto_2

Цена спада

С августа начинает действовать недавно подписанный президентом закон №3251, радикально снижающий акцизы на подержанные иномарки, завозимые в страну. Перед тем как поставить свою подпись, гарант потребовал от парламентариев принять отдельным документом дополнения, которые существенно ограничивали бы ввоз таких автомобилей. Речь шла о двух вещах. Первое: потенциальный покупатель должен был бы самостоятельно доставить автомобиль, для чего потребовалось бы как минимум пересечь границу. Не говоря уже о том, что необходимо хорошо разбираться в законодательстве страны, где планировалось бы приобретение. К слову, чем не ущемление потребительских прав? С таким же успехом можно было бы потребовать от покупателей конфет известной фабрики предъявлять на кассе шенгенскую визу в загранпаспорте. Второе изменение, на котором настаивал президент: украинец, купивший авто для собственных нужд, не вправе продавать его до 2019 года. То есть на протяжении срока действия закона №3251. Тоже запрет из разряда граничащих со здравым рассудком.

Следуя духу украинского парламентаризма, внести изменения в закон депутаты забыли и ушли на каникулы, оставив его в своей изначальной редакции. А это означает, что заняться продажей подержанных автомобилей могут автосалоны, ведь пересекать границу покупателю необязательно. Наверняка уже готовы юридически выверенные схемы импорта авто и уже в ближайшее время ассортимент салонов существенно расширится, что заставит цены на б/у транспорт, особенно тот, которому более пяти, а тем более десять лет, существенно просесть в цене. В первом полугодии цены на подержанные машины в пределах до $10 тыс. снизились на 3-5%. Те, что подороже, просели в стоимости уже на десятки или сотни процентов.

По данным ассоциации «Укравтопром», в июне первичные регистрации б/у авто подскочили аж на 53%. В Украину было легально ввезено около 5 тыс. машин с пробегом. Это почти четверть от объема продаж новых автомобилей за полгода.

Из-за существенного удорожания авто после многократной девальвации гривни украинцы все чаще предпочитают покупать поддержанные машины

Приобретение автомобиля в салоне снимает множество рисков для будущего покупателя. Начнем с того, что исчезает вероятность приобретения «нелегальной» машины с непростой судьбой. Вариантов обмана масса: продажа двойника с перебитыми номерами или машины с липовыми документами, отсутствие снятых арестов, кредитные авто, за которыми числятся долги, и т. д. В то же время в салонах юридическая чистота гарантирована. Кроме того, официальные продавцы не станут связываться с автомобилями со скрытыми дефектами, требующими существенных затрат на ремонт, или банально скручивать километраж. Иначе обманутый покупатель воспользуется своим правом и вернет товар в течение 14 дней, а то и затеет судебную тяжбу, не говоря о репутационных потерях для самого салона.

Дополнительное преимущество – услуги официальных торговых площадок, которые едва ли сможет предложить продавец на авторынке. Например, машину можно купить в кредит или взять в лизинг. Отсутствуют какие-либо ограничения на форму оплаты. В салоне едва ли потребуют провести расчет в твердой валюте. А если возникнет необходимость продать авто, то там же могут порекомендовать новую машину с доплатой, при этом предложив существенную скидку.

Само собой, стоимость машины в салоне будет несколько выше, чем на авторынке. Но если учесть все сопутствующие расходы, связанные с поездками, особенно за рубеж, выбором четырехколесного, его диагностикой, проверкой документов и т. д., то может оказаться, что проще сделать свой выбор в Украине. В любом случае, многое зависит от предпочтений покупателя и его готовности взять часть рисков на себя. В конце концов, в Украине тоже существуют псевдосалоны, специализирующиеся на продаже якобы новых или почти новых авто. Обычно такие продавцы отличаются неимоверно привлекательными ценами. Мол, выставляются авто прошлого года, которые не удалось продать, а посему на них объявлена сумасшедшая скидка. Но все, чем они занимаются, банальный обман покупателей. У клиента выманиваются под разными предлогами деньги, а потом о машине все быстро «забывают». Удивительно, что рынок перенасыщен подобными предложениями, но правоохранительные органы, несмотря на многочисленные «успешные» реформы, упорно отказываются наказать мошенников.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here