Груз 3200: как оптимизировать отчисления в бюджет после двукратного повышения минимальной зарплаты и избежать штрафов?

Все строго в рамках действующих законов выживания

В жизни так бывает, когда спустя какое-то время удается понять глубокий замысел вышестоящих сил. Речь, конечно, не о разрастающемся второй день подряд мокром пятне на потолке в прихожей. Все гораздо хуже. Знаковым событием стало повышение минимальной зарплаты с 1600 грн до 3200 грн. Соответствующий закон был принят еще в конце декабря прошлого года. Но только сейчас предприниматели начали лихорадочно искать пути снижения резко возросших выплат в бюджет. Оперативности прибавила Госслужба по вопросам труда, уже приступившая к массовым проверкам и штрафам.

Кто не спрятался, я не виноват

Первая реакция предпринимателей на повышение минимальной зарплаты – закрытие бизнеса. В основном это касалось единщиков, чьи доходы были нерегулярными, или длительное время неработавших. Ведь по новому закону, налоги нужно платить даже тогда, когда бизнес не ведется. По последним данным OpenDataBot, за три недели января свою деятельность прекратило более 185 тыс. ФОПов. Пока это лишь десятая часть от общего количества зарегистрированных предприятий. Но учитывая темпы «исхода» – в среднем по 10 тыс. ежедневно закрывающихся фирм, – можно не сомневаться: цифра как минимум утроится.

Сам по себе факт закрытия «спящего» ФОПа большого значения для экономики, конечно, не имеет. Последствия проявятся чуть позже. С одной стороны, существенно сократится число предпринимателей, планировавших развивать бизнес в Украине. Многие больше никогда не станут создавать свои предприятия. С другой – увеличится армия безработных.

Такие «мелочи» не слишком тяготят власть, предпочитающую решать тактические задачи. Борьба с коррупцией? Перезапуск на ладан дышащей экономики? Проведение реформ? Садитесь, двойка! Все силы экономического блока госаппарата брошены на примитивное латание дыр в бюджете и Пенсионном фонде. Казалось бы, совершенно очевидно, что при нынешнем уровне экономики страна не может позволить себе такой, даже очень низкий, уровень социальных гарантий. Во многих странах третьего мира, сопоставимых по доходам населения с Украиной, вообще нет пенсионной системы. Но власти, как обычно, живут другими представлениями о мироустройстве. А именно: за все их промахи и провалы платит наиболее экономически активная часть населения – представители малого и среднего бизнеса. И сейчас им придется раскошелиться снова.

Ранее при начислении минимальной зарплаты одному работающему необходимо было выплачивать в бюджет 664 грн. Сейчас, после двукратного повышения минималки, – 1184 грн. Простая арифметика показывает: если на предприятии трудятся 10 человек, то ежемесячные налоговые отчисления увеличатся на 5,2 тыс. грн, если 100 – на 52 тыс. грн и т. д.

Самый простой способ избежать дополнительных расходов в бюджет и проблем с Госслужбой по вопросам труда – оптимизировать персонал, переведя часть расходов на аутсорсинг

Одновременно с этим произошло радикальное усиление контролирующих функций государства. Да, формально действует мораторий на проверки фискальными службами малого и среднего бизнеса, что позволяет многим политикам заявлять о снижении административного давления на предпринимателей. Между тем на некоторые учреждения мораторий не распространяется. Проверки может проводить Госслужба по вопросам труда, чьи полномочия были существенно расширены. А сами сотрудники этой структуры неофициально говорят, что их превращают в карательный орган, призванный обеспечить дополнительные поступления в бюджет вместо ведомства, занимающегося защитой интересов работников.

Госслужба может проверять предприятия без какого-либо предварительного уведомления. Достаточно предъявить удостоверения. Если предприятие откажется предоставлять сотрудникам этой структуры документы или будет препятствовать работе каким-либо другим способом – штраф 320 тыс. грн. Если кто-то работает без оформления трудового договора или трудится неполное рабочее время, хотя по факту вкалывает весь день, – штраф 96 тыс. грн за каждый выявленный случай. Несвоевременная выплата зарплаты – штраф 96 тыс. грн. И этот далеко не полный перечень нарушений выявить при известном подходе можно даже тогда, когда их вроде бы и нет. Например, неверно составлен трудовой договор.

С начала года Госслужба уже начала проводить проверки бизнеса. В неофициальных беседах предприниматели рассказывают, что под каток попали небольшие предприятия, магазины, кафе, строительные фирмы в городках. Для большинства из них штрафы в размере 96 тыс. грн означают смерть для бизнеса. А ведь суммы могут быть и существенно выше. На очереди появление еще одного органа – финансовой полиции, чьи полномочия тоже будут существенно шире, чем у нынешней налоговой полиции. Как же снизить расходы на минималку и избежать штрафных санкций?

Рабочий момент

Самый простой способ избежать дополнительных расходов в бюджет и проблем с Госслужбой по вопросам труда – оптимизировать персонал, переведя часть расходов на аутсорсинг. Условно, нет смысла держать штат уборщиков, если их функции можно перепоручить клининговой компаний. К слову, очень часто на предприятиях самые низкооплачиваемые работники нанимаются без как-либо трудовых соглашений. И в Госслужбе хорошо знают об этой особенности ведения бизнеса.

Если передать часть функций на аутсорсинг невозможно, например, нет компаний, предоставляющих определенные услуги или их стоимость велика, можно перевести часть сотрудников на единую систему налогообложения. Сейчас физлицо-предприниматель может платить половину ставки ЕСВ с минимальной зарплаты. Но его деятельность ограничивается услугами населению и единщикам, производством, торговлей, ресторанным хозяйством. По этой причине юрлицо на общей системе налогообложения не сможет заказывать, например, те же клининговые услуги.

Один из вариантов снижения налоговой нагрузки при повышении минималки – перевести сотрудников на неполный рабочий день. В этом случае вместо 3200 грн им официально будет начисляться 1600 грн. Но и здесь не все просто. Во-первых, ЕСВ все равно придется платить с 3200 грн, даже если зарплата ниже. Сэкономить удастся только на уплате подоходного налога, составляющего 18%. Во-вторых, Госслужба по вопросам труда может нанести визит и предъявить претензии, почему люди находятся на рабочих местах, если они по договору уже должны были бы их покинуть. Доказать, что они задержались по собственной инициативе будет непросто. В то же время далеко не всегда проверяющие могут просто так прийти, особенно если офис закрыт для сторонних посетителей.

Один из вариантов снижения налоговой нагрузки при повышении минималки – перевести сотрудников на неполный рабочий день

Еще один вариант оптимизировать расходы – уволить сотрудников и заключить с ними гражданско-правовые договоры. По этим соглашениям выплачивается не зарплата, а плата за выполненную работу, которая формально может быть ниже минималки. И вот здесь ЕСВ и все налоги будут начисляться именно на ту сумму, которая будет указана в договоре. Правда, и здесь не все гладко. По договорам, не должны выполняться работы, которые соответствуют профилю компании. Кроме того, их нельзя заказывать постоянно. Иначе проверяющие могут посчитать, что гражданско-правовые договоры соответствуют трудовым, со всеми вытекающими последствиями. То есть вознаграждение приравняют к зарплате и начислят штрафы за ее несвоевременную выплату и отчисления налогов в бюджет. Такое возможно, когда, например, строительная компания нанимает по гражданско-правовым договорам плиточников. Наверняка в Госслужбе по вопросам труда попытаются оспорить эти соглашения. Правда, факт нарушения чиновникам нужно будет еще доказать в суде, что тоже непросто.

Каждый из вариантов оптимизации нельзя назвать идеальным, и универсального решения, которое подходило бы любому предприятию, не существует. Каждый случай уникален. Не исключено, что кому-то вообще будет проще уйти в тень или, наоборот, работать легально. Но с каждым годом желающих работать в открытую становится все меньше.

Во сколько может обойтись нарушение трудового законодательства

САНКЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ К РАБОТОДАТЕЛЮ

Штраф: 320 000 грн

(100 минимальных зарплат)

За что:

  • недопуск государственного инспектора труда к проверке, когда она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами;
  • выплата заработной платы без начисления и уплаты единого взноса.

Штраф: 96 000 грн

(30 минимальных зарплат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение)

За что:

  • выплата зарплаты в конверте;
  • допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта);
  • оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы за полное рабочее время, установленное на предприятии;
  • выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов;
  • нарушение сроков выплаты зарплаты более чем за один месяц;
  • выплата зарплаты не в полном объеме.

Штраф: 32 000 грн

(10 минимальных зарплат за каждого работника)

За что:

  • не оплачена работа в ночное время;
  • не оплачена работа в выходной день;
  • не оплачена работа в праздничный день;
  • не оплачена сверхурочная работа.

Штраф: 9600 грн

(3 минимальные зарплаты)

За что:

  • нарушение сроков выплаты зарплаты более чем за один месяц;
  • недопуск инспекторов к проверке;
  • непредоставление или несвоевременное предоставление сообщения о принятии работника
    на работу.