Как защититься от беспредельщиков на дорогах

Владельцы авто все чаще отказываются покупать полисы ОСАГО. Как защититься от беспредельщиков на дорогах, не переводя машину на гусеничную тягу?

Стиль вождения в украинских городах все больше приближается к канонам антиутопического жанра. Правила есть, но их почти никто не соблюдает. Все знают самые опасные места на дорогах, но каждый день там кто-то попадает в аварию. И по несколько раз. Патрульные следят за дорогой, но нарушители легко игнорируют их требование остановиться. Ну разве что сделать селфи.

А если машина на еврономерах, то здесь вообще полная свобода действий. Даже попав в ДТП, можно уйти по-английски, не прощаясь. Все равно никто не узнает, чья машина и кто был за рулем.

Полная безнаказанность на дорогах приводит к росту ДТП. Этот показатель неуклонно растет из года в год, и по итогам шести месяцев 2017-го он снова подскочил на 6,5%. За этот срок было зафиксировано 76 662 ДТП, или 431 ежедневно. Украина – один из мировых лидеров по уровню смертности на дорогах. За сутки погибают девять человек.

Казалось бы, куда еще дальше? Но нет предела совершенству. Теперь все больше водителей отказываются покупать полисы автогражданской ответственности (ОСАГО), позволяющие компенсировать убытки пострадавшей стороне. Хотя цена вопроса – 1 тыс. грн. За эти деньги не заправишь даже полный бак.

Компенсаторы убытков

По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), в первом полугодии существенно увеличилось количество обращений для получения так называемых регламентных выплат. То есть за компенсацией убытков, причиненных виновником ДТП, у которого не было полиса ОСАГО. Всего за полгода МТСБУ получило 1619 требований о выплате, что на 33% больше, чем за первое полугодие 2016-го. И что интересно, сумма компенсаций со стороны МТСБУ за водителей без ОСАГО подскочила сразу на 65,8%, составив 47,4 млн грн. А это говорит не только о том, что увеличилось число аварий, но и сами столкновения стали намного опаснее.

По словам генерального директора МТСБУ Владимира Шевченко, тенденция роста обращений в бюро за компенсацией убытков от действия водителей без полиса ОСАГО весьма опасна. «Мы призываем полицию активизировать меры по контролю над тем, есть ли у водителей полисы ОСАГО во время дорожного движения», – заявил Шевченко.

Преступление и наказание

Мотивы нежелания покупать полис ОСАГО понять несложно. Подавляющее большинство «отказников» надеются на авось. Во-первых, чаще всего происходят мелкие ДТП, которые легко разрулить на месте, не вызывая полицию. А во-вторых, патрульные останавливают авто крайне редко, а потому не придется платить админштраф за отсутствие полиса. Хотя сумма санкций практически сравнима со стоимостью самой страховки.

По нынешнему законодательству, придется заплатить 450 грн даже в том случае, когда полис есть, но не предъявлен полиции. Если же никто его и не покупал, то штраф составит 850 грн.

Некоторые водители, попав впросак с ОСАГО, пытаются убедить полицейских, что полис якобы есть, но «забыл дома». Расчет на то, что удастся отделаться малой кровью – 450 грн или вообще не платить штраф. Потом знакомый мчит в страховую и покупает ОСАГО или сам водитель оформляет полис на ближайшей заправке. Но такой трюк проходит далеко не всегда, потому что страховщики наверняка заподозрят неладное, если дата покупки полиса и ДТП совпадают. Они обязательно проверят время, когда произошли эти два события, что сделать будет проще простого.

Если на месте договориться с потерпевшей стороной не удалось, а чаще всего именно так и бывает, отсутствие полиса ОСАГО может привести к огромным финансовым потерям.

Начнем с того, что как бы того ни хотелось, виновнику ДТП придется покрыть ущерб. Деньги на восстановление машины потерпевшая сторона получит в МТСБУ, а бюро в свою очередь – через суд у нарушителя.

«Даже в случае обращения потерпевшего за выплатой в МТСБУ, после ее совершения бюро взимает убытки с виновного в порядке регресса», – говорит гендиректор МТСБУ.

Сейчас ОСАГО покрывает потери до 100 тыс. грн. Если больше – снова суд. На этот раз подавать иск будет потерпевший, и он обязательно его выиграет. Причем у него появится возможность вытребовать еще дополнительные суммы.

Если на месте договориться с потерпевшей стороной не удалось, отсутствие полиса ОСАГО может привести к огромным финансовым потерям

Очень часто в таких случаях прописывается не только размер ущерба за вычетом сумм, полученных от МТСБУ, но и включаются как минимум три дополнительных платежа. Первый: возмещение морального ущерба. Суды легко согласятся на 1-2 тыс. грн, хотя в иске будет указано не менее 10 тыс. грн. Второй: услуги за проведение экспертизы авто и товароведческое исследование. Это еще как минимум 1,5 тыс. грн. И третий платеж: покрытие судебных расходов – порядка 3 тыс. грн. В итоге, помимо компенсации самих убытков, виновнику ДТП предстоит раскошелиться еще как минимум на 5,5 тыс. грн. И это не считая штрафа за отсутствие полиса. Стоит ли оно того?

В среднем стоимость полиса ОСАГО с нулевыми франшизами составляет около 1 тыс. грн и может обойтись дороже на 20-30%, если застрахованный попадал в аварию по своей вине в предыдущие периоды. И наоборот, за безаварийную езду страховщики готовы идти на скидки своим клиентам. При этом можно доплатить и купить так называемую добровольную автогражданку (ДГО), благодаря которой существенно увеличивается размер ущерба, покрываемый страховой.

Если обычный полис ОСАГО защищает интересы потерпевшего на 100 тыс. грн, то ДГО возьмет на себя еще 100 тыс. грн возможных выплат. И это всего за дополнительные 100-200 грн к автогражданке. Учитывая высокую аварийность на наших дорогах, это прекрасная возможность избежать серьезных финансовых потерь в будущем.

Когда нужно предъявлять полис ОСАГО

  • При составлении протокола за нарушение правил дорожного движения
  • При ДТП и оформлении материалов по ДТП
  • При въезде в страну

Кому полис ОСАГО не обязателен

  • Участники боевых действий
  • Инвалиды войны и инвалиды I группы
  • Водители, которые находятся за рулем ТС, принадлежащего инвалиду I группы
Loading...