МВФ представил свое видение решение проблем коррупции в Украине

Главный кредитор Украины – Международный валютный фонд, в новом меморандуме о сотрудничестве, опубликовал исследование о влиянии коррупции на экономику государства. Ниже 10 главных тезисов.

1. Тотальная коррумпированность чиновников

По мнению МВФ сейчас негативное влияние коррупции на экономику Украины намного сильнее, чем в прошлые годы. Коррупция стала более мощным препятствием для экономического роста, чем ранее.

2. Утерянные возможности

Снижение уровня коррупции в Украине хотя бы до уровня Болгарии и Румынии приведет к росту ВВП примерно на 0,87%, а инвестиций – на 4%. Также произойдет увеличение роста ВВП на душу населения на 1,35%

3. Ближе к ЕС

Снижение коррупции ускорит сближении Украины с ЕС. Если все останется так как есть, то и в 2040 году ВВП на душу населения будет по-прежнему составлять лишь около 30% от среднего показателя по ЕС (сейчас около 20%). Если удастся снизить уровень коррупции хотя бы до уровня Болгарии и Румынии, ВВП на душу населения достигнет примерно 40% от среднего уровня ЕС в 2040 году. Если же Украина способна снизить коррупцию до среднего уровня в ЕС, ВВП на душу населения превысит 50 процентов от среднего уровня ЕС в 2040 году.

4. Успешные соседи

У Польши, Румынии и Латвии был аналогичный показатель ВВП на душу населения в 1992 году. Сейчас он в среднем втрое больше, чем в Украине. ВВП Польши на душу населения составляет 70% от среднего показателя по ЕС, в то время как Украина близка к 20%.

5. Коррупция мешает экономическому росту

МВФ отмечает в своем исследовании, что существует сильная взаимосвязь между уровнем коррупции и темпами экономического роста. Это подтверждается показателями развития Латвии, Румынии и Польши, которые смогли создать мощные антикоррупционные институты.

Рост ВВП и увовень коррупции

6. Общие шаги — НАБУ

Во всех трех странах – Польше, Румынии и Латвии — сбыли созданы специализированные антикоррупционные правоохранительные органы: Национальная антикоррупция в Румынии (DNA) в 2002 году, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией в Латвии (KNAB) в 2002 году, и Центральное бюро по борьбе с коррупцией (ЦБ) Польши в 2006 году. Всем трем учреждениям были предоставлены широкие автономные полномочия, имели широкие следственные полномочия (например, специальные следственные методы, в том числе прослушивание телефонных разговоров).

7. Опыт введения е-деклараций

Польша, Румыния и Латвия потребовали от публичных должностных лиц декларировать свои активы и доходы. Такие требования были введены в 1994 году в Латвии и в 1996 году в Румынии и со временем были укреплены. В Польше это требование было введено в 2003 году и встретило серьезное сопротивление со стороны некоторых должностных лиц, решивших оспорить правомерность введения декларирования в Европейском суде по правам человека. Иски были проиграны.

8. Будущее НАБУ

Хотя румынская DNA была создана в 2002 году, только в 2011 году были отданы под суд некоторые высокопоставленные должностные лица. Уже в 2015 году DNA предъявила обвинение одному премьер-министру, пяти министрам, 21 депутату парламента и распорядилась об изъятии почти полмиллиарда долларов. Обвинения в вынесении окончательных судебных решений достигли 90%, а румынское государство вернуло в 2015 году похищенных $200 млн. В Латвии показатель подтверждения обвинительного заключения KNAB через окончательные судебные решения достиг более 80%.

9. Больше полномочий НАБУ

За последние три года не был осужден ни один высокопоставленный украинский чиновник. Властям удалось вернуть в бюджет лишь $5 тыс. в 2015 году и менее $3 тыс. в первом полугодии 2016-ого.
Между тем НАБУ уже подвергается давлению со стороны других правоохранительных органов, в том числе для предотвращения некоторых расследований и пересмотра своей исключительной юрисдикции в делах о коррупции на высоком уровне. Эти попытки следует пресечь и одновременно усилить следственные полномочия НАБУ. МВФ требует от властей предоставить НАБУ право на прослушивание.

10. Нужен антикоррупционный суд

Первые дела были отправлены НАБУ в суд в мае 2016 года, однако пока не было принято никаких решений. Опыт Румынии свидетельствует о необходимости организации особого и заслуживающего доверия судебного процесса в случае коррупции высокопоставленных должностных лиц.
МВФ считает, что в Украине необходимо создать антикоррупционный суд, предусмотренный в законодательстве о судебной реформе, принятом в июле 2016 года.

11. Олигархи поддерживают коррупцию

В Украине крайне высокий уровень концентрации ресурсов у небольшой группы людей. Первая десятка богатых людей контролирует около 16% ВВП Украины, тогда как в Латвии – около 6%, в Румынии и Польше – около 3%.
МВФ отмечает, что особенность коррупции в Украине — «захват государства» блоками могущественных политических и экономических элит. Они не заинтересованы в появлении независимых и эффективных антикоррупционных институтов и в санкционировании актов коррупции. Эти элиты используют принадлежащие им средства информации для продвижения своих интересов и дискредитации антикоррупционных институтов.

Олигархи и коррупция

12. Иностранная поддержка

Для снижения влияния олигархов на антикоррупционные институты МВФ рекомендует заручиться поддержкой иностранных правоохранительных органов. Эффективное внедрение механизмов борьбы с отмыванием денег в зарубежных финансовых центрах, где размещаются активы коррумпированных украинских должностных лиц, может, соответственно, способствовать поддержке усилий Украины в борьбе с коррупцией.

13. Времени все меньше

МВФ отмечает, что даже в самых благоприятных условиях потребуется время, чтобы антикоррупционные институты стали эффективно работать, а потенциальные преступники осознали неотвратимость наказания.
Отсутствие эффекта по борьбе с коррупцией в краткосрочной перспективе, может привести к тому, что широкая общественность потеряет интерес и доверие к общему процессу реформ. Это, в свою очередь, вызовет общественное недовольство и повысит популярность политических сил, выступающих против реформ. Принудительные действия против украинских должностных лиц со стороны иностранных правоохранительных органов могли бы помочь избежать такого исхода.




ПОДЕЛИТЬСЯ