Генно-модифицированные дети, рожденные в Китае, могут быть умнее сверстников

В научном журнале, опубликованном Массачусетским технологическим институтом, сообщается, что родившиеся в Китае девочки-близнецы Лулу и Нана — первые в мире дети с измененными генами — могут иметь более высокий коэффициент интеллекта и лучшую память, чем у их сверстников, пишет Asia Times.

э Цзянькуй, сотрудник Южного университета науки и технологий Шэньчжэня, проводил спорные эксперименты по редактированию генов эмбрионов человека. Выступая в ноябре на саммите по генетике в Гонконге, ученый рассказал, что отцы-участники эксперимента имели ВИЧ, а матери были здоровы. Он отметил, что ставил цель не вылечить от наследственного заболевания, а сделать так, чтобы у эмбрионов появилась способность противостоять ВИЧ и СПИД.

Для этого он деактивировал ген CCR5, который позволял ВИЧ поражать клетки человека. В процессе эксперимента Хэ мог непреднамеренно изменить когнитивные функции детей.

Недавние исследования показывают, что белок CCR5 подавляет нейронную пластичность, способность к обучению и память. Эксперименты на лабораторных крысах показали, что удаление гена CCR5 привело к значительному улучшению их памяти.

Нейробиолог Альчино Сильва из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе стал соавтором исследования 2016 г., обнаружившего, что CCR5 связан с дефицитом обучаемости и памяти. Он заявил, что редактирование генов, вероятно, повлияло на мозг детей, хотя точный эффект невозможно предсказать, пишет South China Morning Post.

Государственный комитет Китая по делам здравоохранения и планового деторождения начал расследование в ноябре после сообщений о рождении в стране младенцев с измененными генами.

В законах КНР нет прямого запрета на работу с генами эмбрионов. Однако этические нормы, выработанные министерством науки и технологии и министерством здравоохранения, запрещают подсаживать генетически модифицированные зародыши женщинам в ходе процедуры экстракорпорального оплодотворения.

Представители Южного университета науки и технологий Шэньчжэня, где работал Хэ, заявили, что ничего не знали об экспериментах с геномом человека.

Более 120 китайских ученых написали открытое письмо, в котором осудили своего коллегу и призвали правительство резко ограничить работу с генами человека.

Предварительное расследование показало, что Хэ в период с марта 2017 г. по ноябрь 2018 г. подделал результаты этической экспертизы и набрал восемь пар для участия в своем эксперименте, что привело к двум беременностям.

Одна из женщин родила близнецов Лулу и Нану, другая все еще беременна. Родившихся близнецов и беременную женщину, участвовавшую в эксперименте, держат под наблюдением врачей.