Купить мозги. Во сколько обходится высшее образование студентам, их родителям и государству

Это событие в семье Сабыбиных ждали давно и с нетерпением. Причем терпение отказывало все больше по мере приближения заветной даты в мае.

Несколько лет в семейном бюджете статья расходов на подготовку будущего студента была первой. А в последние два месяца еженедельные траты сравнялись с ежемесячными расходами предыдущих полугода: порядка 10 тыс. грн забирали репетиторы и университетские курсы подготовки к внешнему независимому оцениванию (ВНО) старшего сына, оканчивающего школу. Именно в этот день решится, станет ли выпускник школы студентом престижного вуза и как изменится семейный бюджет на следующие четыре-шесть лет.

Выш как панацея

Введенную недавно систему тестирования по окончании школы можно считать, пожалуй, наиболее удачным примером из всех реформаторских нововведений. Тестовые работы выпускников проверяет компьютер, что исключает человеческий фактор с традиционной слабостью перед финансовыми соблазнами. Исключение – сочинения по украинскому языку, которые читают живые глаза компетентных преподавателей. Однако проверка работ организована так, что и тут не добраться до красных чернил с мольбою о пощаде: работы из школ одного региона проверяют специалисты из другого, причем очень оперативно и по строгим правилам оценивания. Вроде бы все сделано так, чтобы упростить абитуриенту выбор, кем быть после школы. Но далеко не каждому под силу решить эти вопросы в выпускных классах.

Если еще полтора-два десятка лет тому многие оканчивали техникумы или профтехучилища, одновременно приобретая специализацию по выбранной профессии, то уже лет десять как «путевку в жизнь» абсолютное большинство стараются получить в вузах. Образование непременно должно быть высшим, и часто все равно, какой будет специальность. На это желание, продиктованное отчасти родительским снобизмом, отчасти модной тенденцией в кругах старшеклассников, рынок услуг в сфере образования отвечает сполна.

Во-первых, во все вузы страны принимают по результатам ВНО. И одновременно подать свои документы абитуриент может сразу в несколько университетов, на факультеты одной направленности либо разные.

А во-вторых, университеты спешат ответить на спрос, часто игнорируя реально востребованные специальности на рынке труда и уж совсем не делая прогнозов хотя бы на ближайшие 5-10 лет. Ведь далеко не все специалисты, подготовленные в их стенах за это время, найдут применение своим знаниям и навыкам с достойной оплатой.

К сожалению, вне внимания абитуриентов остаются действительно востребованные, как сейчас, так и в перспективе десятков лет, специальности. К примеру, «гидроэнергетика» в прошлом году оказалась в самом конце многосотенного списка – не набралось даже 200 заявлений. Так же и «атомная энергетика» не прельщает современных выпускников школ, тогда как специалисты в этой сфере действительно на вес золота.

Наличие бюджетных мест красноречиво подчеркивает компетенцию преподавателей вуза и его уровень

Традиционно, в силу полной дезориентированности в профессиях, абитуриенты выбирают специальности «менеджмент», «экономика», «туризм», «право», хотя уже несколько лет рынок перенасыщен представителями этих профессий и «новички» остаются невостребованными. В то же время далек от насыщения рынок в сфере IT. «Компьютерные науки» и «инженерия программного обеспечения» замыкают десятку популярных среди абитуриентов специальностей. Это единственное исключение в устоявшемся тренде представлений о перспективности выбранной профессии.

В числе первых у абитуриентов остаются специальности «филология», «психология», «медицина», «педагогика и среднее образование» (в силу своей «благородности» для некоторых абитуриентов они играют роль «палочки-выручалочки»: если не получится поступить в более престижный вуз на более престижную специальность, то все равно удастся получить «приличную профессию»).

Вот и получается, что менеджменту учат в университетах не только финансово-экономических, но и технических, и культурологических, и юридических. Благодаря возможности попытать счастья в нескольких вузах, абитуриент подает заявление и в сильный, и в слабый университет. А уже по факту проходного балла определится, где будет учиться. Самое большое счастье – попасть в лучший вуз страны на бюджет. Ну а если нет, то хоть куда-нибудь на контракт (как правило, по размеру родительского кармана). Так что если при выборе университета обратить внимание на количество поданных заявлений и зачисленных студентов, можно сделать первые выводы, насколько хорош или слаб вуз: чем больше разрыв, тем лучше.

Лучшие вузы страны

Если абитуриенты, а вернее – их родители, превосходство вуза определяют тысячами гривен, которые готовы отдавать за обучение, то университеты ранжируют по несколько иным, специализированным критериям. Например, рейтинг по заказу специализированного ресурса osvita.ua составляется на основе наукометрического мониторинга субъектов научно-издательской деятельности Украины согласно базе данных SciVerse Scopus. Это инструмент отслеживания цитируемости научных статей, которые публикуются самим заведением или его сотрудниками; индексируются более 20 тыс. научных журналов и сотни серий книг. В конце концов, университеты, высшая школа – оплот науки, и каждый новый учебный год – все равно что новая волна свежей мысли. В апреле, когда проводился очередной ренкинг украинских вузов, в базе данных оказалось 162 заведения. Среди них первыми, то есть наиболее плодовитыми на научные публикации и наиболее часто цитируемыми, оказались Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина и Львовский национальный университет им. Ивана Франко. В этих заведениях самое высокое бюджетное финансирование научных исследований, достаточно высокая востребованность подготовленных ими специалистов на рынке труда, особенно в сфере государственного управления.

Также Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко и Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина вошли в рейтинг «Топ-200 Украина», заняв соответственно вторую и третью позиции. Этот национальный рейтинг, оценивающий качество научно-преподавательского потенциала, качество обучения, международное признание, стал независимым оцениванием деятельности университетов для академического общества, работодателей и в целом для общества, составляется уже более 10 лет. На первом месте в этом рейтинге – Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского». Киевский политех обскакал все выши страны по количеству выведенных на рынки стартапов, создав инновационную экосистему Sikorsky Chellenge, продал наибольшее количество лицензий на изобретения и даже внедрил наибольшее количество проектов в систему обороны страны. Выпускников КПИ с радостью принимают на стажировку и на работу крупные международные и отечественные высокотехнологичные компании. Политех из года в год заметно поднимается и в международном рейтинге Webometrics, который анализирует степень представленности в интернет-пространстве 20 тыс. университетов мира (составляет рейтинг Лаборатория киберметрики Национального исследовательского совета Испании).

Хотя в целом высшая школа остается весьма оторванной от жизни, даже несколько изолированной от экономики страны, очень слабо интегрирована в европейскую и международную образовательно-научную сферу, не может похвастать научно-инновационной работой.

В международном рейтинге The QS World University Rankings, который составляет британская компания Quacquarelli Symonds на основе анкетирования в первую очередь десятков тысяч работодателей и преподавателей со всего мира, обозначены всего шесть украинских университетов. От первых позиций они весьма далеки, даже не попадают в первую сотню, но тем не менее.

В группу рейтинга 800-1000 вошел Сумский государственный университет. Харьковский политех оказался в группе 700-750, а Национальный технический университет «КПИ» – в 500-550. Еще выше – Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. Он вошел в группу 411-420. А превзошел эту пятерку лучших Харьковский университет им. В. Н. Каразина, разместившись в начале четвертой сотни. Возглавляют этот международный рейтинг Массачусетский технологический институт, Стэнфордский и Гарвардский университеты. Дополняют первую десятку Калифорнийский институт технологий, Кембридж, Оксфорд, Университетский колледж Лондона, Чикагский университет, Швейцарский федеральный институт технологий.

Учиться с любой ценой

Будь то государственный или коммерческий вуз (высокой степени аккредитации), в каждом есть возможность учиться как на бюджете, так и на контрактной основе. Лишь некоторые студенты, в случае недостатка нескольких баллов ВНО, готовы рискнуть и поступить на контракт, а потом, в процессе учебы, доказав свое превосходство в знаниях прилежной учебой на первом-втором курсах, пробовать занять бюджетное место, если вдруг оно освободится (да, случается, студенты-бюджетники вылетают из-за неуспеваемости). Еще реже решаются поступить на другую специальность, хоть и на бюджет, а после года-трех, сдав экзамены академразницы, получить желаемую специальность, переведясь с одного факультета на другой.

Больше всего студентов на бюджет в прошлом было зачислено в Киевском политехе – 3368 человек, при конкурсе почти 10 человек на место (9,41). Количество контрактных мест составляет тут чуть более трети по сравнению с бюджетными (1269 студентов зачислено в КПИ на контракт в минувшем году). К слову, наличие бюджетных мест красноречиво подчеркивает компетенцию преподавателей вуза и его уровень.

Самый большой конкурс на бюджетные места в прошлогоднюю кампанию был в Харьковском торгово-экономическом институте Киевского национального торгово-экономического университета – 75 человек на место! Лишь
17 счастливчиков учатся тут бесплатно (средний балл ВНО – 164,7), тогда как на контракт принято в десять раз больше (171 человека). В Одесском торгово-экономическом институте КНТЭУ – 63 человека на место, а зачислен лишь один студент (при среднем балле ВНО – 168). В самой же столице конкурс в десять раз меньше (при среднем балле ВНО – 180,7).

Немногим более 67 человек на бюджетное место претендовали в прошлом году во Львовском институте «Университет банковского дела». Почти по 49 абитуриентов на каждое из 25 бюджетных мест пробивались в Национальную академию Государственной пограничной службы Украины им. Б. Хмельницкого.

На контракт больше всего студентов в прошлом году приняли Львовский национальный университет им. Ивана Франко (2274 чел., средний балл ВНО – 156,97), Киевский национальный торгово-экономический университет (2127 чел., средний балл ВНО – 148,34), «Львовская политехника» (2103 чел., средний балл ВНО – 154,16).
Для студента и его родителей «бюджет» означает получить образование бесплатно. Государству же обучение одного студента обходится в 26 тыс. грн в год.

По стоимости контракта превосходят эту сумму всего лишь пять вузов: Винницкий национальный медицинский университет им. Н. И. Пирогова (26 000 грн), Украинский католический университет (29 000 грн), Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (29 071 грн), государственное заведение «Днепропетровская медицинская академия МОЗ Украины» (31 039 грн), а самый дорогой контракт – 33 219 грн – в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко.

Основная масса университетов предлагает более низкую цену контракта, чем определено государством. Средняя цена контракта в высшей школе составляет немногим более 13 000 грн в год. Цены ниже подсказывают, что вуз не очень силен.

На общем фоне выделяются привлекательной ценой университеты Львова и Харькова, имея при этом высокий проходной балл ВНО. Как и в столице, учиться здесь стремятся из многих регионов. Жаль, абитуриенты мегаполисов не настолько решительно мигрируют из теплых родительских домов в студенческие общежития городов поменьше, хотя в тамошних вузах подготовка может оказаться сильнее.

Как быстро подготовленный в вузе специалист окупит инвестированные в его образование родительские средства? Вопрос этот еще долго будет оставаться открытым. А если еще учесть сумму, потраченную на подготовку школьника к ВНО, то и вовсе неясно, какой должна быть заработная плата молодого специалиста и каким квалификационным критериям он должен отвечать.

В семье Сабыбиных надеются, скрывая нервную дрожь за улыбкой, что их старший сын непременно поступит на бюджет. Ведь за полтора года на подготовку к тестированию они потратили сумму, за которую можно получить перспективную профессию в одном из лучших вузов страны. И пока парень определяется в выборе, на кого и где учиться, пожелаем ему «ни пуха ни пера».