Цена их президентства. Во что Украине обойдется победа Тимошенко или Порошенко

До выборов осталось четыре месяца, основная борьба впереди, и ключевыми соперниками в ней пока остаются действующий президент и бывшая глава правительства. Совсем не факт, что именно они составят финальную пару, но противостояние этих тяжеловесов и ветеранов украинской политики в значительной степени определяет сюжет кампании

При огромном общественном запросе на обновление риски от того, что политики кучмовской плеяды продлят свое доминирование в государственном управлении, существенно возрастают. Попробуем прикинуть, чем могут обернуться годы президентства Юлии Тимошенко и второй срок Петра Порошенко.

Если только…

Высокая общественная динамика, набравшая скорость в 2014 году, и колоссально возросшая степень неопределенности не позволяют с каким-то разумным уровнем уверенности говорить о том, что произойдет к 2024 году. Ситуация может решительным образом поменяться в считаные месяцы. Еще год назад мало кто мог предположить, что у Порошенко возникнут серьезные проблемы с попаданием во второй тур, Владимир Зеленский станет причиной головной боли в кандидатских штабах, а Виктор Медведчук получит основания надеяться вернуться в украинскую публичную политику на ведущих ролях.

Весьма оптимистично само предположение, что следующий президент, кто бы им ни стал, а Порошенко и Тимошенко в большей степени, чем другие, дотянет до конца конституционных полномочий. Допустим, Петр Порошенко каким-то образом выиграет эти выборы, но никуда не денется его антирейтинг, превышающий 50% (данные на октябрь): столько людей утверждают, что не стали бы голосовать за него ни при каких условиях. Тимошенко тоже входит в избирательную кампанию с антирейтингом в 27,5%, в случае победы он резко подскочит, поскольку она будет уже не в позиции критика власти, а властью. Уровень общественного недовольства таков, что досрочный уход президента совсем не кажется маловероятным.

В связи с явным кризисом лидерства в Украине и президентства в частности заметно увеличивается число сторонников перехода к сугубо парламентской форме правления. Та же Тимошенко, презентуя свои предвыборные планы, предлагает изменить Конституцию и прописать в ней институт канцлера: главы правительства – лидера политической партии, набравшей большинство на парламентских выборах. Станет ли она воплощать эту идею, получив президентские рычаги и рискуя их тут же потерять, – отдельный вопрос. Но вероятность, что серьезные изменения в эту сторону в ближайшие годы будут предприняты, весьма высока.

Итак, шансы, что Порошенко или Тимошенко, если кому-то из них удастся выиграть президентские выборы, пробудут в этом кресле полный пятилетний срок, не представляются убедительными. Вот с учетом сказанного попытаемся спрогнозировать результаты их правления, если ему удастся случиться.

Большая разница

Прежде всего следует отметить позиции, по которым президентства Порошенко и Тимошенко будут отличаться. Очевидное: для него это будет второй срок, для нее – первый, со всеми вытекающими.

Второй срок президента Порошенко заканчивается в атмосфере глубокого общественного недоверия. При этом создана худо-бедно работающая система, при которой Банковая обеспечила себе лояльность регионов, заручившись поддержкой местных элит, не менявшихся тут пару десятилетий. При всех порой демонстративных претензиях на самостоятельность, руководитель правительства – свой, как и глава Генпрокуратуры. Работа антикоррупционных органов дезорганизована, судебная система, при всей имитации реформ, сохраняет чуткость к настроениям и интересам власти, что позволяет действовать привычными методами с относительно развязанными руками: договариваться с важными игроками об обмене административно-политическими и бизнес-услугами ко взаимной выгоде. Естественная задача на второй срок – укрепить эту систему и постараться, чтобы к концу каденции были твердые гарантии безболезненного перехода из президентского качества в какое-то иное, желательно с сохранением решающего влияния на государственные дела и приятными дополнительными бизнес-возможностями.

Для Юлии Тимошенко ее первый президентский срок – это выпавший наконец, после стольких неудачных попыток, шанс доказать всем собственную исключительность в качестве национального лидера и, в идеале, триумфально переизбраться на второй срок. Хотя, в отличие от подавляющего большинства других кандидатов, она – системный политик, а в «Батькивщине» длинная скамейка кадров, выстраивать свою вертикаль власти ей придется практически с нуля, расставляя своих людей и давая понять остальным, какие из старых правил игры сохраняются, а какие будут изменены.

Если Петр Порошенко в 2014 году в первом туре был избран 55% голосов, то в дальнейшем дистанция между властью и обществом стала нарастать, и к концу срока президент превратился в первую очередь в главу бюрократической корпорации, чьи границы с привилегированным бизнес-сообществом совершенно размыты, а порой просто не существуют. У Юлии Тимошенко сохраняются прочные связи со своим преданным электоральным ядром из числа преимущественно беднейших слоев бюджетников, пенсионеров и сельского несамозанятого населения, что теоретически позволяет ей попытаться создать низовую базу поддержки, на которую можно будет опираться, помимо собственно властной вертикали.

Таким образом, для Порошенко на втором сроке важно будет обеспечить договоренность с политико-бюрократическим ядром, а для Тимошенко на первом – расширить и закрепить низовую поддержку.

Что можно прогнозировать, вообще не боясь ошибиться: поток людей, выезжающих из Украины, будет становиться все шире и интенсивнее

Не такая и разница

Однако сложно забыть, что и Юлия Владимировна, и Петр Алексеевич начинали свой путь в политике и бизнесе приблизительно в одно время, работали параллельно, а иногда и в одной команде, их окружали одни и те же люди, составляющие украинский правящий класс, и в этом кругу общие понятия и привычки.

Одна из главных претензий к президенту Порошенко заключается в том, что он не стал разрушать традиционную систему договорняков, сложившуюся еще при Леониде Кучме, а приспособил ее под свои нужды. Но уже сейчас, под впечатлением лидерских рейтингов Тимошенко, к ней, на всякий пожарный, потянулись договариваться многие люди с разных орбит окружения Петра Порошенко, и она им дает какие-то гарантии и обещания. На местах местные элиты тоже пытаются не ошибиться со ставкой в президентской гонке и готовы подыграть кандидату с более высокими шансами. По сути, Тимошенко еще до выборов пытается перехватить рычаги управления и обеспечить лояльность людей, все еще клянущихся в верности Порошенко. Кто-то из них, очевидно, будет ею включен в новые поствыборные расклады. Система договорняков опять успешно себя воспроизведет.

Очевидно также еще одно обстоятельство. Как для Порошенко уже к концу его первого срока, так и для Тимошенко в случае ее первого срока, естественным противником является небольшая прослойка гражданских активистов, выступающих за радикальные перемены и обличающих имитационные и коррупционные практики власти. Борьба с ними составит одно из главных содержаний следующего срока нынешнего президента или первой каденции будущей главы государства. Сами по себе немногочисленные, они способны поднять на протесты значительное количество сочувствующих граждан. Препятствование такой деятельности потребует от власти специальных информационных и соответствующих силовых усилий. Режим, который установится в Украине после 2019 года в случае победы Порошенко или Тимошенко, точно не будет отличаться либерализмом, демократичностью и чуткостью к гражданским правам.

Кстати, насчет либерализма. За пять лет президентства Порошенко непривилегированный бизнес так и не почувствовал облегчения условий своей деятельности. Власть сделала ставку на договоренности с крупными игроками, игнорируя среднего и мелкого производителя товаров и услуг. Во-первых, так привычно, как уже было сказано. Во-вторых, средний класс в гражданском отношении самая независимая, самая требовательная и уже потому проблемная группа. Усиливать ее резонов не было. Не будет их и у Тимошенко, которой для игры в «мать нации» нужны договоренности с крупным бизнесом и низовая поддержка «гнаних та голодних». В обоих случаях не просматриваются основания ожидать каких-то прорывов в развитии национальных производительных сил.

Функционирование таких режимов в стране, требующей коренной оптимизации управленческих структур и бизнес-климата, приведет – уже привело – к напряженным отношениям с западными партнерами и международными финансовыми организациями, которые давно выполняют роль одного из основных, а порой и единственного стимулятора изменений в Украине. Ни проведение популистской политики, ни коррупционные практики партнерства с большим бизнесом не способствуют выстраиванию эффективного сотрудничества с Западом. А без него рассчитывать на какой-то серьезный прогресс не приходится.

Таким образом, к 2024 году, если к тому времени президент Тимошенко (Порошенко) сохранит за собой свой пост, страна придет в статусе глубоко больного пациента постсоветского мира. Нет, в направлении России каких-то заметных примиренческих шагов сделано наверняка не будет: патриотическая до воинственности риторика власти позволяет маскировать другие, гораздо более существенные и важные для нее приоритеты. Но ведь можно и в самой Украине построить аналог России, только с украинским государственным и желто-голубыми знаменами. Это будут не просто выброшенные в корзину пять лет жизни страны. Эти годы могут положить конец последним иллюзиям, что настоящие перемены здесь возможны. Что можно прогнозировать, вообще не боясь ошибиться: поток людей, выезжающих из Украины, будет становиться все шире и интенсивнее.