Годовщина Кабмина Гройсмана: достижения и неудачи

14 апреля подходит к концу второй год работы Кабинета министров Украины во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом. В феврале он представил отчет о работе в 2017 году и приоритетах на 2018-й. Ожидается, что перед Верховной Радой правительство отчитается на пленарной неделе 17-20 апреля

Будет ли перезагрузка Кабмина?

Если характеризовать ситуацию вокруг правительства в течение года в целом, то она, по мнению экспертов Центра Разумкова, была относительно спокойной и стабильной, а Гройсман демонстрировал готовность к поиску компромисса и с Верховной Радой, и с президентом. А это увеличивало возможности продвижения реформаторских законопроектов в Верховной Раде и положительно влияло на диалог и с БПП, и с «Народным фронтом».

Также это стабилизировало внутреннюю ситуацию в правительстве, которое состоит из представителей, номинированных обеими политсилами. И вопрос некоторого «переформатирования» состава правительства был снят с повестки дня по крайней мере до конца 2017 года.

Ключевые достижение и провалы

В своей деятельности за прошедший год Кабмин, прежде всего, фокусировался на продвижении уже начатых реформ и решении текущих проблем, отмечают эксперты Центра Разумкова.

За год правительство выступило инициатором 48 принятых законов, в том числе реформаторских в рамках реформ в образовательной, пенсионной сферах и в системе здравоохранения. Среди достижений Кабмина решения в сфере социальной политики, например, повышение минимальной зарплаты и осовременивание пенсий. Так, минимальная зарплата на данный момент в Украине составляет 3 723 грн. А недавно президент Порошенко заявил, что минимальная должна вырасти до 4 000, а средняя — до 10 000 грн.

Пенсионная реформа. Правительственный проект Верховная Рада приняла в октябре 2017 года. Он предусматривает повышение минимальных выплат и пересчет всех устаревших. Больше всего споров возникло вокруг вопроса повышения пенсионного возраста, но в итоге его не тронули. Правда, часть украинцев все равно будет выходить на заслуженный отдых позже. При этом, с 2018 на пенсию можно выйти даже раньше 60 лет, но только при условии наличия 40 лет стажа.

Второй аспект — повышение пенсий. Хотя на самом деле касается это порядка 10,2 млн человек. Изменились и выплаты работающим пенсионерам. Если раньше они имели право только на 85% пенсии, то сейчас эту практику отменили.

Как пояснил директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко, вопрос социального обеспечения и пенсий остается болезненным. Пенсионная реформа была принята, и первые ее позитивный результат — уменьшение дефицита Пенсионного фонда. Но в дальнейших пересчетах есть проблемные моменты.

Медицинская реформа тоже была принята осенью 2017 года. В первую очередь она касается «первички» — семейных врачей, терапевтов и педиатров. Сейчас уже стартовал процесс подписания деклараций между пациентами и врачами. Теперь прежде чем обращаться к узкопрофильному специалисту, нужно получить консультацию у терапевта. В будущем оплачивать большую часть медицинских услуг украинцы будут по разработанным Минздравом тарифам. Цены на медуслуги должны будут определить до конца 2019 года. «Первичка» будет бесплатной.

Что касается финансирования медучреждений, то с этого года деньги выделять будут на каждого пациента, а с 2020 — на каждую медицинскую услугу. «Стоимость» одного пациента — 370 грн на год. Также терапевты, педиатры и семейные врачи смогут открывать ФОПы и начинать частную практику.

По мнению Игоря Петренко, успех медицинской реформы — 50/50.

«Медицинская реформа неоднозначно воспринимается обществом, но активно проводится Гройсманом, — говорит Петренко, — С точки зрения будущего, она, возможно, и является правильной. Но с точки зрения сегодня создания четкого института семейных врачей, которые бы несли ответственность за пациента, ликвидировать скорую помощь в том виде, котором она была, не очень правильно. Это самое главное противостояние»

Образовательная реформа стала еще одной в «осени реформ» 2017 года. Принятый закон «Об образовании» предусматривает, что обучение будет 12-летним, а зарплата учителей существенно повышается. Но есть и сложности — языковой вопрос.

Согласно закону, языком образовательного процесса является государственный язык, то есть украинский. В случае с нацменьшинствами, они могут получить образование на родном языке, но в отдельных классах коммунальных школ и наряду с обучением на украинском. В связи с этим ряд стран, имеющих наибольшие диаспоры в Украине, выразили обеспокоенность. Резче всех реагировала Венгрия.

В конечном итоге вопрос дошел до того, что Министерство иностранных дел Украины направило закон на экспертизу в Венецианскую комиссию. Вывод комиссии содержит ряд рекомендаций для Украины, но в то же время она считает, что права меньшинств стран — членов ЕС могут быть соблюдены без внесения изменений в статью закона, которая устанавливает язык обучения.

Децентрализация
— ключевое достижение Кабмина Гройсмана. Более того, эту реформу положительно воспринимает население Украины. Как сообщил ранее Гройсман, за три года доходы местных бюджетов в Украине выросли почти в три раза – с 68,6 млрд грн в 2014 году до 192,7 млрд грн в 2017. По прогнозам в 2018 году они могут вырасти до рекордных 231 млрд грн, отметил он. А еще заявил, что Кабмин будет поддерживать региональные проекты — строительство дорог, детских садов и модернизацию медицинских учреждений.

Среди минусов децентрализации, по мнению Игоря Петренко, — недостаточная помощь органам местной власти в понимании и рациональном распоряжении этими деньгами.

«Здесь можно говорить о большей успешности и в восприятии населения, и с точки зрения улучшения сферы управления, особенно выстроения государственной политики в сфере децентрализации. Действительно местные бюджеты получили больше финансирования. Минусом является недостаточная работа с органами местной власти, помощь им в понимании и правильном, более рациональном использовании этих средств», — говорит эксперт.

Среди других аспектов Петренко выделяет изменения в процессуальные кодексы. По его словам, действительно есть необходимость изменения законодательства Украины по европейским стандартам и изменения процедур в сферах гражданского права и т.д. Но с точки зрения их применения на практике есть нюансы, поэтому их успешность Петренко оценивает как 50/50.

Также Кабмин оказывает помощь и поддержку оборонному сектору и продолжает реформирование института государственной службы, хотя и с некоторыми откатами назад, говорит он. В евроинтеграционной сфере, по словам Петренко, тоже есть проблемные точки, которые сложно решаются. Но в этом вопросе больше проблем именно во взаимоотношениях Кабмина и Верховной Рады, а не столько в работе самого правительства, считает он.

«Инфраструктурные проекты в повестке дня деятельности правительства. Гройсман пытается находить соответствующее финансирование. Да, мы имеем достаточно большую сумму в сравнении с прошлыми годами для ремонта тех же дорог. Она конечно не соотносится с потребностями, поскольку они намного выше и больше, но по сравнению с тем, что выделялось в другие годы, то их больше», — говорит он.

По словам эксперта, самые проблемные моменты — это отсутствие ориентации на реальный сектор экономики, помощи украинским предпринимателям, создания соответствующих условий для дешевых кредитов, тарифы. Так, вопрос тарифов является чувствительным для большинства жителей Украины. Но это не только ответственность Кабинета министров — НКРЕКП ему не подчиняется. В то же время Кабмин пытается переложить вопрос повышения тарифов для населения на предпринимателей, что приводит к дополнительным издержкам и все тому же удорожанию продукции, отмечает Петренко.

«Вопрос защиты временно перемещенных лиц также недостаточно урегулирован Кабмином и это тоже проблемный момент», — добавляет эксперт.

В целом, по данным экспертов Центра Разумкова, баланс доверия/недоверия общества правительству остается отрицательным (-65%). Этот показатель немногим лучше, чем баланс Верховной Рады, но хуже, чем отношение к президенту. 36% граждан считали деятельность правительства реформаторской, а 29% — помехой для реформ.

«Такая достаточно спорная оценка может свидетельствовать как о непонимании гражданами основных принципов государственной и правительственной политики, содержания и целей реформ вследствие слабой коммуникативной способности власти, так и об их отношении к ухудшению жизненного уровня вследствие действий многих факторов», — считают аналитики.

Владимир Гройсман

Что касается Владимира Гройсмана в качестве премьер-министра, то его главная слабость в том, что у него нет политической партии, лидером которой бы он был, считает Игорь Петренко.

«Он пытается построить диалог с разными фракциями. Сейчас мы видим его сближение с «Народным фронтом» и другими депутатами. Но в то же время значительной депутатской силы у него нет. А мы понимаем, что без законодательного закрепления тех же реформ и решений Кабинета министров его поле деятельности очень ограничено», — говорит Петренко.

С другой стороны, его положительная сторона — отсутствие значительного негативного политического бэкграунда. Хотя с его именем и связаны некоторые скандалы, но в каких-то крупных, например, коррупционных или в превышении должностных полномочий, он не фигурирует, говорит Петренко. Еще один плюс Гройсана — его договороспособность и ведение диалога с разными фракциями, представителями финансово-промышленных групп, олигархами и т.д. При этом, отмечает Петренко, это больше плюс для его политического будущего, нежели с точки зрения его деятельности как премьер-министра.

«Также негативный аспект — малое внимание Гройсмана на реальный сектор экономики. Он больше определяет для себя 2-3 темы, которые более для него выигрышные, и пытается думать в большей степени о своем политическом будущем. Это вопросы строительства дорог, социального обеспечения и децентрализации. Хотя сфера компетенции и те задачи, которые стоят перед правительством, значительно шире», — отмечает Петренко.