Отчет Миклоша-Бальцеровича: реформы движутся медленно и не везде

Реформаторы хвалят изменения в медицине и образовании, но жалуются на недостаточную поддержку депутатов

Национальный совет реформ, в котором бывшие польский вице-премьер Лешек Бальцерович и словацкий экс-министр Иван Миклош возглавляют группу стратегических советников, на днях отчитался о проделанной работе за прошлый год.

ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ. Самыми плодотворным называются антикоррупционные инициативы и вопросы очищения власти. По подсчетам Нацсовета, люстрировать удалось почти тысячу человек, а проверку начать буквально во всех органах власти и местного самоуправления. Отдельно отмечается старт работы целого ряда антикоррупционных органов: НАБУ, Специальной антикоррупционной прокуратуры и НАПК. Например, НАБУ сейчас расследует уголовные производства на сумму 82,5 млрд грн, а НАПК провели более 250 заседаний. На них агентство утвердило форму финансовой отчетности для политических партий и план проверки последних на 2017 год. Масштабными оказались и реформы в здравоохранении. Здесь себе в заслугу реформаторы ставят отмену штатных нормативов в больницах.

Напомним, раньше численность докторов в клиниках определялось количеством больничных коек, уборщиц — общей площадью учреждения, а размер штата электриков — количеством розеток. Теперь же руководство больниц нанимает столько людей, сколько считает нужным. Венцом своей работы в этой сфере реформаторы считают увеличение медбюджета с 57 до 62 млрд грн.

И наконец серьезная работа была проделана в системе образования. В Нацсовете вспоминают разделение учебы в школах на несколько циклов — адаптационно-игровые и основные. Кроме того, среди начинаний выделяют концепцию развития средней школы, расписанную до 2029 года. Она предполагает изменение школьных программ, введение профильной старшей школы и изменение финансирования школ на принцип «деньги идут за ребенком».

ДЕЛА ГРЯДУЩИЕ. Вместе с отчетом о проделанной работе Нацсовет предоставил и список того, что нужно сделать в ближайшее время. Для успехов в борьбе с коррупционерами еще нужно добрать детективов в НАБУ и завершить набор спецпрокуроров. Также в планах создать комиссию, которая будет проверять траты НАБУ и его политическую независимость. Вместе с тем в здравоохранении необходимо срочно создать Национальную службу здоровья. Она будет распределять бюджетные деньги в больницы на каждого конкретного пациента. Кроме того, в ближайшие 2—3 месяца нужно будет утвердить гарантированный пакет услуг, проект которого не так давно представили в МОЗ. Что же касается образования, то тут, по мнению реформаторов, дело лишь за парламентом — сегодня рассмотрения ожидают сразу четыре законопроекта об образовании (среднем, высшем и профтехническом).

ИДЕМ, НО МЕДЛЕННО. Политолог Вадим Карасев считает, что сегодня темп реформ снизился. «Для успешных реформ нужна широкая поддержка, которая прежде всего должна быть на уровне Верховной Рады, чтобы поддержать их законодательно. Поскольку ВР не имеет широкой коалиции, то необходимые законопроекты не поддерживают. Вот то, что смогли сделать до этого момента, пока этим и ограничились реформы, — говорит он. — Да и освещение работы Нацсовета сникло — нет уже пафоса, прямых эфиров. Потому что нет успехов, чтобы их пропагандировать и освещать». При этом Карасев отмечает, что антикоррупционная реформа бесспорно удалась и сейчас уже очень сложно свернуть это направление борьбы. В свою очередь его коллега Владимир Фесенко напоминает, что Нацсовет больше консультативный орган и напрямую за реформы не отвечает. «На мой взгляд, со своими функциями этот орган справляется. Но когда речь идет о реформах, важно понимать, что здесь количество не способствует качеству. Нам нужно не большое количество советников, а несколько реальных реформаторов, которые будут двигать процесс», — резюмирует эксперт.

РАДА ТОРМОЗИТ РЕФОРМЫ. Несмотря на довольно плодотворную работу, в Нацсовете признаются, что есть и такие решения, добиться которых не удалось. Например, так и не получилось создать Госбюро расследований. Этот орган должен заниматься расследованием уголовных дел, фигурантами которых являются правоохранители, судьи и министры. Кроме того, парламент так и не проголосовал за закон, который бы разрешил НАБУ самостоятельно проводить прослушку. Сегодня же бюро должно координировать свои действия со Службой безопасности. В здравоохранении реформаторам так и не удалось предоставить полную автономию лечебным учреждениям. Кроме того, так и не была завершена концепция реформирования механизмов госзакупок лекарств. Предполагается, что этот шаг позволит создать ряд организаций, которые сэкономят время, закупая лекарства для редких болезней, поддерживая контакт с международными организациями. Однако в большей части реформ Нацсовет в графе «чего не удалось достичь» отмечает не принятые Верховной Рады законопроекты. Такая ситуация наблюдается в реформах образования, госслужбы и финансового сектора.