Мифы и страшилки о медреформе в Украине

В связи с планируемым запуском медицинской реформы в Украине, общество разделилось на два лагеря – тех, кто поддерживает изменения, и тех, кто категорически против. Последними распространяется много мифов и «страшилок», поэтому в Министерстве здравоохранения решили их развеять, собрав десять наиболее популярных

На сайте МОЗ написали правду об изменениях, которые произойдут с украинской системой здравоохранения, после того, как парламент примет правительственные законопроекты.

Миф №1 – медицина станет платной и дорогой

На самом деле, с помощью реформы будут введены четкие правила, которые будут одинаковы для всех граждан. Теперь будет известно, какая услуга оплачена государством (полностью или частично), а какая – нет. При этом, первичная (услуги семейных врачей) и экстренная помощь будут всегда бесплатны. Кроме того, на 100% будут оплачены ведение беременности, роды и лечение детей. А вот лечение в части услуг вторичного (специализированного) и третичного (высокоспециализированного) уровня государством будут оплачиваться частично, за отдельные из них возможна небольшая сооплата пациента. Также будут запущены отдельные программы, например, медицинские субсидии и программы по лечению отдельных заболеваний.

Миф №2 – закроются больницы и уволят много медиков

В законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращение медперсонала. Однако со временем конкуренция и принцип «деньги следуют за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений – те, которые плохо оснащены (без возможности оказать весь спектр медуслуг) и имеют маленькое количество пациентов будут перепрофилированы под реальные потребности населения (реабилитационные, диагностические центры или хосписы).

Что касается возможного увольнения врачей, то без работы могут остаться только те, кому не захотят идти люди – у хорошего врача всегда будет поток пациентов и хорошая заработная плата.

Миф №3 – села останутся без врачей

ФАПы никуда не исчезнут. Фельдшеры не будут заменять работу врача, но станут его помощниками, чтобы доступ к медицинской помощи был в самых отдаленных селах.

Миф №4 – придется платить дважды: официально в кассу и взятку врачу

С введением реформы основания платить взятки исчезнут, поскольку будет определен четкий тариф на каждую услугу, который будет известен всем. Если для конкретной услуги нужна сооплата, то она будет открытой, прозрачной, официальной. А любые требования со стороны медперсонала оплатить дополнительные неофициальные средства – преступление, за которое предусмотрена ответственность, в том числе уголовная.

Миф №5 – к врачу-специалисту попасть можно будет только через семейного врача

На самом деле, каждый человек будет иметь право обратиться к любому врачу-специалисту без направления семейного врача. Однако, в этом случае, вы оплачиваете услугу самостоятельно, а если идете с направлением – она оплачивается государством или с небольшой сооплатой пациента.

Миф №6 – реформа противоречит Конституции

Наоборот, именно благодаря медреформе государство наконец начнет выполнять статью 49 Конституции Украины, согласно которой оно должно создавать условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Законопроект не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь. Медицинские услуги, выходящие за рамки медицинской помощи, на вторичном и третичном уровне могут сооплачиваться государством и самим гражданином.

Миф №7 — на реформу не хватит денег

Правительством было принято решение выделить на цели переоборудования и перепрофилирования заведений отдельную инвестиционную субвенцию. Кроме того, Минздравом Украины были рассчитаны прогнозные объемы расходов на здравоохранение в соответствии с Календарным планом реформы, который предусматривает пошаговые изменения в течение 2018-2020 гг.

Миф №8 — реформа углубит кадровый голод, врачей будет не хватать еще больше

Наоборот, с помощью реформы будет создана финансовая мотивация для молодежи идти в профессию врача.

Миф №9 – НСЗУ — это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 80 млрд грн

НСЗУ не обладает этими средствами. Деньги аккумулируются в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. Национальная служба здоровья является оператором, контрактуют закупку медицинских услуг и подписывает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФОТ.

Миф №10 – НСЗУ не может предоставлять услуги и одновременно контролировать их качество

На самом деле, контроль качества услуг может быть разным – на уровне качества медицинской помощи и на уровне соблюдения условий договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию — за Минздравом. Если говорить о качестве обслуживания, то это компетенция НСЗУ – он будет заключать договор и проверять его выполнение, так же как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора.