Так, чтобы улететь. Что предлагают лоукостеры нашим туристам?

Во сколько обойдется перелет бюджетными авиалиниями?

Долгожданное благо в виде безвиза и стабилизация экономики привели к существенному росту пассажиропотока на авиалиниях. Традиционно наибольшим спросом пользуются предложения бюджетных авиакомпаний, позволяющие посетить если не любую точку мира, то как минимум Европы при относительно невысокой стоимости билетов.

Лоукостеры, они же дискаунтеры (low-cost carrier, low-cost airline) – бюджетные авиакомпании, предлагающие перевезти за низкую оплату в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Чаще всего дешевые билеты обусловлены низкой структурой эксплуатационных расходов, нежели у конкурентов, и ограниченным набором услуг.

Не стоит путать истинных джентльменов-лоукостеров с традиционными авиакомпаниями, предлагающими низкие цены на перелеты на небольшие расстояния без сервиса. В лоукосте изначально предусматриваются спартанские условия полета с сумочкой наперевес и легким касанием соседского плеча.

Пионеры лоукостинга, как обычно, родом из США. Там они появились еще в 1950-х, а свое наступление, точнее налет, на Европу начали в 1990-х годах. Типичная, уже обкатанная бизнес-модель лоукостеров строится на нескольких китах, удешевляющих перевозку пассажиров: использование дешевых в обслуживании аэропортов, однотипный экономичный класс самолетов, отказ от бесплатного питания и напитков на борту, ограничение количества и веса багажа, высокая плотность пассажирских кресел, отсутствие указанных мест.

Кроме «антиплюшек», которые пассажиры могут прочувствовать на себе чисто физически, удешевлению также способствуют прямые продажи билетов без помощи турагентств и строгое соблюдение стратегии дифференциации цен, заточенной на привлечение к наиболее раннему бронированию и распродаже мест.

Бюджетные авиакомпании прибегают к упрощенным маршрутам полетов, по принципу «из точки в точку»

Успешно конкурировать лоу­костерам позволяет быстрый оборот самолетов в аэропортах (например, в американской компании Southwest Airlines каждый самолет в среднем выполняет шесть рейсов в сутки и при этом проводит в полете 10 часов 51 минуту). Очень часто бюджетные авиакомпании прибегают к упрощенным маршрутам полетов, которые строятся по принципу «из точки в точку». Поскольку сервис весьма ограничен, то лоукостерам требуется минимальное количество персонала. Нередко стюард выполняет функции уборщика и даже регистратора на рейс, что экономит зарплатный фонд.

Некоторые лоукосты организовывают продажу услуг и товаров на борту самолета и повышают возраст детей, с которого они могут летать самостоятельно. Набор спартанских привилегий у разных компаний варьируется, поэтому желательно уточнять условия предоставления услуг перевозки.

Несмотря на низкую стоимость билетов, дискаунтерам удается неплохо зарабатывать. Наиболее заметного успеха в Европе добились ирландская Ryanair, которая начала полеты по низким ценам с 1990 года, и авиакомпания ЕasyJet, созданная в 1995-м. Одним из самых «жирных» периодов для лоукостеров Европы были 2001-2003 годы, когда большинство традиционных авиаперевозчиков понесли убытки, а вот они декларировали прибыль. Чтобы уменьшить финансовую угрозу со стороны бюджетников, традиционные авиаперевозчики стали создавать собственные лоукост-компании, например: KLM — Buzz, British Airways — Go, Air India — Air-India Express и United — Ted. Однако вскоре они обнаружили, что такое нововведение вредит основному бизнесу. Исключение в этом ряду составили компании Bmibaby (принадлежит Bmi), Germanwings (49% принадлежит Lufthansa) и Jetstar (принадлежит Qantas), которые успешно работают параллельно со своими «родственниками», предоставляющими пассажирам полный сервис.

Соглашение ЕС о так называемом открытом небе привело к дальнейшему развитию концепции лоукост-операторов, таких как венгерский Wizz Air и словацкий SkyEurope.

В целом классическими лоукостерами, а точнее ультралоукостами, активно работающими в Украине, можно считать венгерский Wizz Air, испанский Vueling Airlines, ирландский Ryanair (рейсы с осени 2018 года) и итальянский Ernest Airlines.

Wizz Air обслуживает 450 маршрутов в 129 направлениях. Перелеты осуществляются в 38 стран. Сесть на самолет можно в Киеве или Львове.

Vueling Airlines осуществляет прямые полеты из Киева в Барселону и Рим, где можно состыковать свой рейс и продолжить лоукост-путешествие в еще 50 базовых аэропортах компании в Европе и Северной Африке.

Дополнительное преимущество: при бронировании у этого перевозчика пассажир получает закрепленное место в отличие от большинства лоукост-компаний.

Подписавший в марте 2018 года контракт с «Борисполем» ирландский Ryanair начнет перевозить пассажиров нынешней осенью. Его самолеты полетят из Киева от двух до пяти раз в неделю в Барселону, Братиславу, Вроцлав, Варшаву, Краков, Познань, Вильнюс, Стокгольм, Лондон и Берлин. А из Львова – в Краков, Варшаву, Дюссельдорф, Мемминген и Лондон.

Итальянский Ernest Airlines с декабря 2017 года летает из Киева в Милан, Бергамо, Неаполь, а со Львова – в Венецию и Неаполь. Также Ernest осуществляет рейсы между Италией, Албанией, Украиной, Румынией и Испанией: вопрос удачных стыковок отпадает сам собой.

Несколько ультралоукостов вынуждены были уйти с украинского рынка. К примеру, итальянский Air One пытался открыть несколько рейсов, но не смог конкурировать с Wizz Air, у которого билеты были намного дешевле.
Прекрасным дополнением к международным операторам авиа­перевозок является появление украинских компаний, которые заявляют о работе по лоукост-модели. С апреля 2018 года новый национальный частный авиаперевозчик SkyUp начнет выполнять чартерные рейсы по 16 направлениям (Анталья, Бодрум, Даламан, Шарм-эш-Шейх, Хургада, Тиват, Барселона, Пальма-де-Майорка, Тенерифе, Аликанте, Тирана, Римини, Бургас, Варна, Ларнака, Дубай), а с мая – внутренние (Харьков, Одесса, Львов) и международные (Барселона, Дубай, Ларнака).

Главным инвестором SkyUp является семья Альба, которой принадлежит туроператор Join UP. Еще одна украинская компания – Yanair – зарегистрирована в 2012 году в Житомире, базируется в международном аэропорту «Киев» (Жуляны). Yanair выполняет как внутренние рейсы, так и полеты за границу, в частности, из Киева и Одессы в Тбилиси, Батуми и Тель-Авив, со Львова и Харькова в Батуми, а с мая 2018 года — из Полтавы в Анталью.

Остальные компании – это по своей сути регулярные авиаперевозчики, предлагающие полеты по стандартам и ценам «туристического» класса, аналога лоукост-тарифа. В их числе – израильский перевозчик UP, греческий Aegean Airlines, компания из ОАЭ Air Arabia, латвийский AirBaltic, турецкие AtlasGlobal и Pegasus Airlines, азербайджанский AZALJet, маленький мальтийский Air Malta с предложением прямого полета из Киева.

Учитывая приход в Украину новых лоукостеров, стоимость авиаперелетов будет постепенно снижаться

Высокая конкуренция заставила крупнейшего авиаперевозчика МАУ ввести лоукост-тарифы. В случае раннего бронирования за восемь и более месяцев путешественник получает умопомрачительно низкую цену: к примеру, Киев — Берлин от 780 грн.

Несмотря на все хитрости для снижения цен на авиаперевозки, одно остается неизменным у всех лоукостеров и тяготеющих к ним компаний: класс и качество воздушных суден. В основном используются среднемагистральные самолеты Airbus A320 и A321 (Франция) и классические Boeing 737-400, Boeing 737-300. О вкусах к самолетам не спорят, но факт остается фактом. В далеком 2003-м было проведено исследование с целью узнать пристрастия пассажиров. Из 69 тысяч опрошенных по целому ряду критериев, включающих шум двигателя в салоне, комфорт кресел, расстояние между рядами, более половины (59%) признали салон самолета Airbus A320 самым комфортабельным, в то время как другой номинант – Boeing 737 – набрал чуть более 25%. Но какими бы ни были вкусы в вопросах комфорта, безопасность превыше всего, и эти самолеты – ее эталон.

С появлением насыщенной сетки полетов, предлагаемой именно компаниями-дискаунтерами, появились и удобные сайты-агрегаторы, которые помогут не заблудиться в небе и правильно построить свой самый выгодный маршрут. Так, на сайте lowcostavia.com.ua можно найти перечень новых регулярных и лоукост-компаний и их рейсов, выбрать чартерные перелеты и пакетные туры из областных центров страны. Киевлянам помогут также www.avia.kiev.ua и freetravel.com.ua. И это в дополнение к уже традиционным сайтам поиска билетов, таким как tickets.ua, momondo.ua, e-bilet.com.ua. А вот на сайте www.low-cost.expert уже предлагают целые лоукост-сборки, такие себе низкостоимостные в плане перелета путешествия. Например, путешествие в Хорватию этим летом в обе стороны за €67 проездом через Швейцарию (одна ночевка) по маршруту «Киев» (Жуляны) – Варшава – Базель (Швейцария) – Осиек (Хорватия), а в обратную сторону через Сплит и Катовице до Харькова.

Учитывая приход в Украину новых лоукостеров, стоимость авиаперелетов будет постепенно снижаться. И вполне возможно, что вскоре украинцы будут летать по тем же ценам, что и граждане европейских стран.