Растаможка дала добро. Как изменится ситуация с «евробляхами»

Вскоре в Украине появятся тысячи легальных подержанных авто, которые придут на смену «евробляхам». Сколько будут стоить машины после снижения акцизного сбора и где выгоднее покупать старые автомобили?

Можно долго спорить о преимуществах и недостатках владения автомобилем, но подавляющее большинство выберет свои колеса. Все-таки провести час-другой в пробке намного комфортнее, чем толкаться 20 минут в метро или общественном транспорте. Не говоря уже о том, что без машины обычный украинец превращается в простого безвольного пешехода, боязливо ступающего на дорожное полотно и нервно поглядывающего по сторонам. В общем, не участник движения, а так, дорожная помеха.

Следуя запросу граждан, в последние годы авторынок стремительно набирал темпы. Особенно это касается подер­жанных машин, где тон задавали авто на европейской регистрации, ввезенные, скажем откровенно, с нарушением таможенных процедур. Но теперь все может существенно измениться.

Законы о снижении акцизного сбора (№8487) и ужесточении таможенных правил (№8488) уже вступили в силу, что приведет к исчезновению с украинских дорог «евроблях». Освободится огромная ниша авторынка, которая, конечно же, недолго будет оставаться пустой. Так кто же выиграет и кто проиграет от новых правил растаможки авто?

Первые, кто получит выгоду от легализации рынка авто на еврономерах, – официальные дилеры и импортеры

В минусе

Согласно новому законодательству, в числе проигравших окажутся прежде всего те, кто купил авто на еврономерах, формально оформленные на других людей или фирмы. Все существовавшие ранее схемы исчезнут. Лица, которые заезжают в Украину на авто в режиме таможенного ввоза или транзита, не смогут передавать их во владение, пользование или распоряжение другим людям или их разукомплектовывать. Фактически это приговор для рынка «евроблях». Ведь раньше можно было легко манипулировать терминологией, которая не ставила знак равенства между пользоваться и, например, распоряжаться. Теперь лазейки в законодательстве закрыты.

Но куда хуже то, что вводятся жесткие санкции для реальных владельцев нерастаможенных авто. Один день езды в нелегальном статусе обойдется в 170 грн штрафа, месяц – в 170 тыс. грн. Причем наказывать могут не только таможенники, но и полицейские, которые получат доступ к информации о машинах, ввезенных с нарушением законодательства. Словом, будут ловить прямо на дорогах.

Все это загнало формальных владельцев «евроблях» в ловушку. Чтобы избежать жестких санкций, закон предусматривает возможность заплатить штраф в размере 8,5 тыс. грн за настоящего собственника авто. После чего машину нужно растаможить. Но проблема в том, что легализовать ее в Украине нереально или слишком дорого. Для этого сначала необходимо ее купить и снять с учета в той стране, откуда ее ввезли. Но кто же этим будет заниматься?

Посредники, которые раньше зарабатывали на нелегальном ввозе «евроблях», наверняка не станут заниматься всей этой процедурой за свой счет. Кроме того, совершенно не факт, что бывшие владельцы еще формально существуют, не говоря уже об их согласии продать автомобиль. Ведь в этом случае их официальные доходы для фискальных служб ЕС увеличиваются. И, соответственно, появляются налоговые обязательства. Одно дело, когда на человеке или фирме числилась одна машина, и совсем другое – когда сотни.

Совершенно логичный выход для украинских собственников недорогих машин на еврономерах – бросить авто под ближайшим забором или отдать его на разборку. Ведь если стоимость авто была до $3-4 тыс., то примерно столько же придется заплатить за легализацию: посредникам – за организацию продажи и снятие с учета, в бюджет – за растаможку, включая штрафные санкции.

Тогда как сдав авто на разборку, можно вернуть себе хотя бы $500-1000 в качестве компенсации. И, судя по всему, это наиболее логичный выход из ситуации для подавляющего большинства собственников «евроблях».

В плюсе

Первые, кто получит выгоду от легализации рынка авто на еврономерах, – официальные дилеры и импортеры. Успешный старт продаж новых авто в начале года сменился спадом уже в сентябре. Если изначально планировалось, что рынок вырастет не хуже прошлогодних показателей – на 25%, то сейчас такие оценки уже кажутся чем-то из разряда фантастики. По итогам первых девяти месяцев рынок прибавил всего лишь 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Причем в сентябре относительно августа спад продаж составил внушительные 17,3%. И если тенденция сохранится, то по итогам 2018-го официальные импортеры зафиксируют существенное снижение рынка, что чревато убытками.

Примечательно, что в тот же период, когда рынок новых авто стал сжиматься, «евробляхи» установили новый рекорд. В сентябре по сравнению с августом количество машин на европейской регистрации по официальной статистике увеличилось сразу на 35%. Более того, доля нерастаможенных машин на внутреннем рынке существенно возросла.

Сейчас каждый пятый б/у автомобиль в Украине на еврономерах. На долю «евроблях» приходится уже 20% рынка подержанных машин. И почти каждый месяц в Украине появляется около 11,5 тыс. машин, завезенных в обход таможенных процедур. Тогда как по итогам 2017-го «евробляхи» занимали не более 10% рынка. То есть за девять месяцев они сумели отвоевать еще 10%. С такими темпами через год-два машины на украинской регистрации могли бы стать большой редкостью.

«Евробляхи» стали настолько популярны, что ими начали интересоваться и вполне платежеспособные граждане. В итоге официальные дилеры начали терять покупателей, которые отдали предпочтение более престижным авто на европейской регистрации, хоть и бывшим в употреблении. Теперь же все резко изменится.

Уничтожив рынок «евроблях», законодатели позволят официальным автоимпортерам существенно нарастить объем продаж. Во-первых, к ним снова вернутся покупатели, которые ранее поглядывали в сторону авто на европейской регистрации. А во-вторых, стоимость на новые машины снизится. Особенно это касается дорогих авто.

По новому законодательству, уже вступившему в силу, размер таможенного акциза будет рассчитываться по формуле «€50 х количество лет х объем двигателя». Если для новых машин с объемом двигателя 1,6 л уже нужно будет заплатить в бюджет €80 вместо €416, то для мощных авто математика совершенно иная. Скажем, сейчас для нового BMV X7 с объемом двигателя 3 л акцизный сбор составляет €780. Как только вступит в силу недавно принятый закон, эта цифра упадет до €150. А если на машине стоит 4-литровый мотор, то вместо €8,7 тыс. нужно будет заплатить всего лишь €200. То есть мощные престижные иномарки станут намного дешевле.

Автомобили средней ценовой категории тоже просядут в цене. Правда, «скидка» не окажется слишком большой – в пределах €500. А вот стоимость маломощных авто, например с объемом двигателя 1 л, останется примерно такой же.

Понятно, что официальные дилеры не смогут компенсировать ликвидацию «евроблях». Эту «непосильную» задачу взвалят на свои плечи все те же посредники, которые ранее завозили машины в обход таможенных процедур. Теперь они будут предлагать потенциальным покупателям те же автомобили, но с полной «таможенной очисткой». Само собой, цена на такие машины будет выше, чем на «евробляхи». И все же это станет вполне привлекательной альтернативой для многих украинцев, чьи доходы пока не позволяют сесть за руль новенького авто.

«Евробляхи» стали настолько популярны, что ими начали интересоваться и вполне платежеспособные граждане

Цена вопроса

По новому законодательству, снижается не только размер таможенного акциза, но и исчезают ограничения по вредным выбросам и на ввоз весьма постаревших машин. По прежним правилам, растаможка девятилетнего авто увеличивала его конечную стоимость чуть ли не в 3-5 раз, что лишало какого-либо смысла легальный ввоз таких машин. Новые законы позволят покупать хоть 30-летнее авто. А акциз на него окажется таким, как для 15-летних.

Ранее стоимость нерастаможенного Volkswagen Passat B5, выпущенного в 2003 году, составляла около €3 тыс. Если его растаможить по «старым» правилам, конечная цена авто достигла бы €9 тыс. Один только акциз обошелся бы в €4 тыс.

На внутреннем рынке такой же Volkswagen на украинской регистрации стоит €5,5 тыс., или $6,5 тыс. Теперь же, по новому законодательству, конечная стоимость такой же машины после растаможки составит те же €5,5 тыс. Но в течение 90 дней действует льготный режим растаможки «евроблях», предусматривающий 50% скидку. То есть в первые три месяца можно ввезти 15-летний Volkswagen Passat B5 за €4,5 тыс.

Примерно такая же математика для более «свежих» машин. Растаможка обойдется в €2-3 тыс. И если автомобиль стоил изначально €8-10 тыс., то такие правила можно считать вполне приемлемыми. По крайней мере, на внутреннем рынке цены на аналогичные машины как минимум на €2-3 тыс. выше. Соответственно, чем дороже автомобиль, тем выгоднее его покупать за рубежом и завозить в Украину с растаможкой. Особенно это касается престижных авто с большим объемом двигателя.

В этом собственно вся логика новых законов. Покупать слишком старые и дешевые машины бессмысленно. Ну разве что в период действия 50%-ной растаможки. Но есть ли смысл платить €2-3 тыс. за тонну металлолома? Что касается новых машин, то и в Украине, и в Европе их стоимость примерно одинакова.

Все эти изменения приведут к тому, что цены в Украине на авто средней и высокой ценовой категории снизятся. Тогда как недорогие машины могут даже немного подорожать, поскольку на них увеличится спрос со стороны людей, которые раньше могли бы пересесть на «евробляхи».