Спрос на коммерческие автомобили растет. Какие грузовики нужны украинским предпринимателям?

Несмотря на весьма вялый экономический рост, рынок коммерческих автомобилей продолжает набирать темпы, каждый год обновляя максимумы. Еще в начале 2018 года рынок грузовиков полностью вернул утраченные позиции после экономического краха в 2014-м и даже превысил свои докризисные показатели

В целом за первое полугодие 2017-го рынок коммерческих автомобилей вырос на 20%. И наиболее динамично растущим сегментом остаются грузовики, продажи которых увеличились почти в полтора раза.

Следует отметить: июль оказался не настолько удачным месяцем, как предыдущие периоды. По сравнению с июлем 2017-го продажи несколько сократились. По данным ассоциации «Укравтопром», новых автомобилей было продано на 18% меньше, чем за соответствующий период 2017-го. Но такие показатели легко объяснимы снижением деловой активности в летний период. Кроме того, при столь высоких темпах роста замедление рынка неизбежно, что, по всей видимости, и происходит. Тем не менее уже этой осенью можно ожидать дальнейшего увеличения продаж коммерческих авто.

Маленькие помощники

В этом году произошли существенные изменения в группе лидеров рынка коммерческих авто. Продолжает терять свои позиции российский ГАЗ, которому удавалось долгое время оставаться в пятерке наиболее популярных авто среди украинских предпринимателей. Не секрет, что сильная сторона российской техники – не столько высокое качество машин, сколько привлекательные цены. И хотя фактор цены по-прежнему играет определяющую роль, тем не менее в случае ГАЗ он оказался второстепенным.

Постепенно сдает позиции и минский МАЗ. Правда, после ошеломляющих успехов в начале года спад продаж на грузовики этого производителя кажется вполне естественным ввиду постепенного насыщения рынка.

По итогам июля пятерка лидеров рынка коммерческих автомобилей выглядит следующим образом: Renault, Fiat, Mercedes-Benz, Volkswagen и Ford. Справедливости ради следует сказать: у некоторых производителей среди коммерческих авто представлены марки грузоподъемностью до 0,5 тонны, которые пользуются большой популярностью у населения как практичные недорогие легковые машины. К примеру, Fiat Fiorino Cargo обойдется всего в 275 тыс. грн ($10 тыс.) и при желании легко преобразуется в полноценную легковушку. Не говоря уже о том, что, например, пикапы в Украине в принципе сложно отнести к грузовикам. Не случайно динамика продаж легких коммерческих автомобилей часто повторяет развитие событий на рынке легковых машин. Всевозможные «каблучки», «пирожки» и пикапы гораздо чаще используются как семейные авто, а не коммерческие.

Средний вес

В прошлые годы в этом сегменте весьма уверенно чувствовали себя российские производители. Но сейчас их время прошло. Место «Газелей» и «Соболей», которые всегда были почти вдвое дешевле своих ближайших конкурентов и быстро рассыпались на дорогах, заняли европейские производители. Причем, что удивительно, разница в стоимости уже не такая существенная, как прежде. К примеру, лучший фургон России в 2016 году – семиместный грузопассажирский «Газель Next ЦМФ» – обойдется минимум в 769,5 тыс. грн. Столько же (763,4 тыс. грн) стоит Renault Trafic, который рассчитан на девять пассажиров и по целому ряду показателей существенно опережает российского конкурента. При этом российская техника традиционно не отличается практичностью. Частые посещения сервисов гарантированы. И как отмечают владельцы, ремонтировать придется почти все узлы и агрегаты.

В свою очередь цены на модели Volkswagen T6 стартуют с 826,5 тыс. грн. И для предпринимателей, которым нужны практичные, комфортные и одновременно надежные авто, такой вариант может показаться отличным выбором. Примерно таких же характеристик заслуживает Mercedes-Benz Sprinter. И лучшим доказательством отличных ходовых качеств «немцев» служат их предыдущие версии, бодро колесящие по украинским дорогам, несмотря на свой почтенный возраст.

Считается, что цельнометаллический фургон с грузоподъемностью 3-5 тонн идеально подходит для грузоперевозок в пределах крупного города. Эти машины удобны для погрузок благодаря низкой погрузочной площадке и способны решать множество разнообразных задач. Такая техника идеально подойдет для нужд малого и среднего бизнеса.

Супертяжи

В сегменте грузовиков полной массой свыше 3,5 тонны пока лидирующие позиции занимает МАЗ. Своим успехом минские грузовики во многом обязаны успешно выигранным государственным тендерам. Власти приступили к реализации весьма амбициозных инфраструктурных проектов, что стало одним из драйвером роста рынка. И МАЗ пока лучше всех удается соответствовать ожиданиям чиновников. За семь месяцев этому производителю удалось продать 505 автомобилей, что более чем в полтора раза больше, чем за ана­логичный период 2017-го.

Среди других тенденций, подстегивающих продажи грузовиков, – увеличение товарооборота со странами ЕС, продолжающийся строительный бум в крупных городах, а также растущая доля аграрного сектора в структуре ВВП.

В тройке лидеров, помимо МАЗ, – Mercedes-Benz и MAN. Причем в июле и июне Mercedes-Benz удалось занять первую позицию по количеству проданных грузовиков, что стало возможно благодаря крупным поставкам техники для международных перевозчиков.

В свою очередь MAN решил не отставать от МАЗ. Этот немецкий производитель тоже сделал ставку на поставки спецверсий грузовиков. И оказалось, весьма успешно.

В случае ускорения темпов роста экономик перед производителями коммерческих авто откроются новые возможности по наращиванию продаж. По данным Госстата, объем грузоперевозок автотранспортом за семь месяцев 2018-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,6%. Увы, пока нельзя назвать эту тенденцию излишне оптимистичной. В 2017-м темпы роста грузооборота были несколько выше. Возможно, во втором полугодии, с началом осеннего делового сезона, спрос на грузоперевозки снова возрастет.