С пол-оборота. Лидеры рынка проката автомобилей

Кто и на каких условиях предлагает взять машину напрокат?

Количество автомобилей в мире перевалило за 1 млрд и, по прогнозам экспертов, удвоится к 2030 году. Украина находится на 67-м месте из 186 стран по числу автомобилей (202 машины на 1000 человек), имея общий автопарк в 9,3 млн, из которых используется для проката не более 0,4% машин. Для сравнения: в Германии на долю арендуемых авто приходится около 5% автопарка страны. Почему так мало?

В Европе и США рынок проката развивался благодаря внутреннему и международному туризму. Да и сами украинцы, оказываясь за рубежом, нередко арендуют авто для путешествий. Логика проста: гнать собственный автомобиль в бескрайнюю даль экономически нецелесообразно, а найти машину «там» не составляет особого труда. К услугам туристов многочисленные сайты компаний и посреднические сервисы-агрегаторы: Auto Еurope, CarRentals, Carngo, Economy Car Rentals, Rentalcars, ClubRentCar и др.

Кто задает тон

В Украине рынок проката авто начал развиваться в середине 90-х, когда стали заходить представители всех основных международных сетевых брендов. Одновременно начали появляться украинские прокатчики. Сейчас за место под солнцем борются не менее 60 игроков. Но львиную долю рынка все еще занимают представительства международных компаний: Sixt, Avis, Budget, Europcar. Им дышат в спину украинские коллеги – BLS и Race. Суммарно эти топ-5 компаний располагают автопарком до 600 машин, занимая 65-70% рынка. Остальные 25-30% делят между собой небольшие региональные автопрокатчики с парком до 20 машин.

Развитие рынка автопроката вполне соизмеримо с развитием экономики страны: относительно стабильный рост до рецессии 2008-2009 гг., ежегодный рост в 20% в 2010-2013 гг., мощное проседание до 40% в 2014-м из-за кризиса в экономике и нестабильности внутриполитической ситуации и новый виток в 2016 году с небольшим ежегодным ростом в 5-6%. Временами возникал взрывной рост благодаря статусным событиям и притоку иностранцев – к примеру, во время проведения Евро-2012 и Евровидения. Традиционно наибольший спрос на авто возникает в летний период.

По оценкам экспертов, в 2018 году рынок увеличится на 15%. Компании по прокату авто активно готовятся к летнему сезону. Ведь в Украине состоится финал Лиги чемпионов УЕФА.

Ограничители роста

В то же время сами украинцы не слишком активно берут авто напрокат. По материалам рыночного исследования, предоставленного компанией «Avis Украина», существует пять причин, сдерживающих активное развитие рынка. Во-первых, нестабильность курса гривни и привязка тарифов компаний к доллару или евро. Во-вторых, непоколебимая уверенность потенциальных потребителей услуги в том, что прокат слишком дорогое удовольствие. В-третьих, отсутствие системы беззалогового проката. Четвертая причина заключается в ограниченности выбора – недостаточно автомобилей среднего и бюджетного класса. И, наконец, еще одна проблема – ограничения самих компаний, требующих, чтобы клиенты соответствовали ряду критериев: определенный водительский стаж, наличие валютной платежной карты и т. д.

Среди других причин, сдерживающих развитие рынка проката авто, эксперты называют ограничения компаний по лимиту суточного пробега, соблюдение правила «полного бака», ограниченный график работы офиса компании-прокатчика. Нередко прокатчики взимают суточную аренду, если клиент опоздал с возвратом авто всего на несколько часов.

Не прибавляет популярности услуге предоставление некоторыми компаниями дополнительных услуг не надлежащего качества (плохое состояние автокресла, техническая неисправность навигатора, грязный салон автомобиля и т. п.). Плюс ко всему не в пользу рынка проката говорит плохое состояние дорог и неразвитость туристической инфраструктуры именно для автопутешествий.

Подливает масла в огонь и тот факт, что снятие блокировки с карты занимает до 30 дней, что составляет определенные неудобства для потребителей (карточка нужна для блокирования определенной суммы на случай, если взятый напрокат автомобиль попадет в ДТП).

Невысокий интерес к услугам проката в Украине также обусловлен отсутствием должной мотивации населения и низкой информированности о характере и реальной стоимости таких услуг. И это притом что те же украинцы проявляют себя весьма активными автотуристами за рубежом, нередко арендуя машину через украинские офисы международных компаний-прокатчиков.

И тем не менее, несмотря на все указанные проблемы, популярность услуги проката авто в Украине растет. На сегодня уже 50% клиентов – это украинцы. Тогда как еще пять-шесть лет назад 65% пользователей были иностранные туристы и бизнес-гости.

Самым активным украинским регионом остается Киев, хотя несколько сократили разрыв Днепр и Харьков, активно развивает услугу Львов, подтянулись Одесса, Запорожье, Ужгород, Херсон.

Что берут и почем

На формирование стоимости авто в прокате в первую очередь влияет длина кузова. Помимо международной классификации, учитывающей шесть классов (A, B, C, D, E, F), для каждого есть и привычные народные названия: мини, малолитражка, гольф-класс, семейный автомобиль, бизнес-класс, представительское авто.
Самые востребованные – авто экономкласса, малогабаритные машины на механике и автомате (группа А, например Ford Fiesta), группа B (VW Polo) и Е (VW Golf 7 на автомате), группа F, представительские авто бизнес-класса (VW Passat), люкс сегмент – группа J (Audi А6 или BMW 5). Также пользуются спросом полноприводные автомобили (группа L – VW Tiguan или Toyota RAV4 и группы М и P – Audi Q7 или Toyota LC Prado).

Именно для унификации подхода и были придуманы классы автомобилей, объединяющие машины разных марок и производителей в группу с подобными характеристиками. И клиент чаще всего резервирует не конкретную марку и модель, а группу, класс.

Стоимость проката стартует в среднем от $20-25 в день за экономкласс, тогда как автомобили премиум-сегмента обойдутся в $120-180. Средняя продолжительность аренды составляет 12 дней. Растет спрос и на легкие малотоннажные грузовые автомобили, например Ford Transit и Mercedes Sprinter. На рынке также работают компании, предлагающие услуги аренды мотоциклов, которые в летний период тоже пользуются немалым спросом.

Чтобы привлечь новых клиентов, некоторые локальные компании, например «Авто Аренда», предлагают тарифы, стартующие от €6 в сутки за автомобиль с кондиционером и механической коробкой передач (цена действительна при прокате на 30 дней). В случае посуточной аренды авто обойдется вдвое дороже – €10-12 в сутки.

Международные компании, несмотря на схожесть условий проката, также проявляют все большую гибкость и ищут пути значительного снижения тарифов. Так, «Avis Украина» в 2016 году представила автопрокатный бренд Payless – прокат бюджетных автомобилей европейских, корейских и японских марок по более низким тарифам. Интересны клиенту и специально разработанные пакеты услуг, например авто на уик-энд: фактически четыре дня по цене двух дней.

К такой глобальной стратегии с развитием конкуренции прибегают все крупные международные игроки. Украинцы от этого только выиграют, ведь помимо удешевления услуги проката они могут заказывать бюджетные авто для поездок в Европу через украинские офисы. Хотя услуги и тарифы в локальных компаниях ниже, репутация и уровень сервиса заставляют туристов чаще обращаться в крупные компании. В любом случае тарифы на авто должны быть оправданы и со стороны бизнеса, ведь прокатный бизнес несет расходы по техническому обслуживанию автомобилей, смене автопарка, содержанию офисов, страховых платежей. Также компаниям-прокатчикам стоит усилить информирование и коммуникацию с потребителями услуги с целью повышения ее популярности, формирования четкого образа компании-прокатчика у населения, что будет способствовать как росту доверия, так и рынка.

Дресс-код

Взять машину напрокат (7cars.com.ua) могут украинцы не младше 18 лет, иногда 21 года, с опытом вождения не менее двух лет.

В типичном договоре проката обычно указывается три типа страховки: гражданская ответственность перед третьими лицами, страховка от повреждений и страховка от угона.

С ростом количества электрокаров (их в прокат предлагает украинская компания BLS) в будущем автопрокатчики планируют также запустить и новый формат проката – почасовая аренда, что должно поспособствовать уменьшению потока автомобилей в городе и положительно повлиять на снижение выбросов СО2 за счет использования электромобилей. Пока стоимость проката электрокара Nissan Leaf на срок от одного до трех дней составляет $65-75 в сутки в зависимости от версии модели, а при аренде до 14 дней суточная ставка снизится до $49-59. Это сравнимо с ценой проката обычного автомобиля С-класса.

Вне всяких сомнений, стоимость проката и требования компаний к клиентам будут снижаться. На рынке появляется все больше игроков, конкурирующих за место под солнцем. И в выигрыше в конечном итоге останется потребитель.