Фискальный разрыв: что будет если уберут налог на прибыль

Минфин решил ликвидировать налог на прибыль и значительно усложнить жизнь крупному бизнесу по выводу капитала из страны. Значит ли это, что у мелких предпринимателей появился шанс? Ну или хотя бы последняя надежда?

Светлые мысли по реформированию налоговой системы посещают не только тех, кто пытался дозвониться на горячую линию фискальной службы или в пятый раз сдать налоговый отчет. Иногда они наведываются и в головы сотрудников Минфина. В это сложно поверить, но ведомство разработало законопроект, которым, во-первых, ликвидируется налог на прибыль. А во-вторых, вводится так называемый налог на выведенный капитал (ННК) в размере 15%.

Суть этих новаций в том, чтобы у предпринимателей появилась возможность вкладывать прибыль в дальнейшее развитие, а не пытаться ее выводить, используя многочисленные схемы по оптимизации. Если же акционер решит забрать деньги, то он заплатит всего 15%, тот самый ННК, без начисления налога на доходы физлиц, составляющего 18%.

В идеале было неплохо, если бы Минфин ликвидировал еще и НДС – самый коррупционный налог в стране. И тем не менее отказ от налога на прибыль говорит о попытке чиновников придать стимул затухающей экономике с помощью фискальных стимулов. Вопрос лишь в том, достаточно ли этих мер для возобновления экономического роста.

На мизере

Особенность налоговой системы в Украине в том, что она крайне благоприятна для двух типов предпринимателей: торговцев на рынках и олигархов. Первые могут пользоваться всеми благами единой системы налогообложения, отчисляя в бюджет смешные 500 грн. Вторые – успешно минимизировать свои фискальные платежи благодаря многочисленным прорехам в законодательстве. В их числе – продажа продукции в офшоры по заниженным ценам, погашение якобы кредитов, выданных своими же компаниями, страхование несуществующих рисков с дальнейшим перестрахованием за рубежом, оплата авторских прав или прав интеллектуальной собственности и многое другое.

Все это привело к тому, что малого и среднего бизнеса в стране почти нет. Ну какой смысл создавать предприятие, если после уплаты всех налоговых платежей продукция окажется дороже, чем у китайских конкурентов, даже с учетом доставки? Не говоря уже о многих других «прелестях» ведения бизнеса в Украине: необоснованные штрафы, взятки, аресты и т. д. Те же, кто пытается заниматься своим делом, обеспечивают не более 15% ВВП страны. Тогда как в странах ЕС этот показатель находится на уровне 50-70% ВВП.

Львиную долю поступлений в бюджет обеспечивают крупные компании. Но это вовсе не говорит об их законопослушности или патриотичности. Просто не все деньги они могут спрятать. Суммы ведь большие. К примеру, один крупный металлургический холдинг, входящий в число крупнейших налогоплательщиков страны, заплатил в 2016 году НДС, налог на прибыль и единый соцвзнос в размере около 5,5% выручки. То есть фактически он работает на единой системе налогообложения в третьей группе. И это, заметим, еще очень щедро с его стороны. Некоторые корпорации вообще показывают миллиардные убытки.

Можно возразить: мол, что мешает предприятиям малого и среднего бизнеса поступить так же. Но, во-первых, единая система для них закрыта. Разве что при условии дробления бизнеса, что возможно только для определенных видов деятельности, например торговли. Во-вторых, все прелести налоговой оптимизации, доступной крупным компаниям, слишком дороги для небольших бизнесов. Уже хотя бы потому, что нужен штат профессиональных юристов. Сколько же вынуждены платить предприниматели, которым не удалось попасть в число «красивых» и «умных»?

Всемирный банк (ВБ) регулярно проводит исследование по легкости ведения бизнеса в разных странах мира. По уровню налогообложения Украина находится на 84-м месте из 190 государств. Общая налоговая ставка, по данным ВБ, составляет 51,9% от прибыли, тогда как в Европе и Центральной Азии этот показатель находится на уровне 33,8%. Совершенно очевидно, что при таком фискальном давлении заниматься легальным бизнесом в Украине просто нет смысла. Проще организовать фирму за рубежом и продавать здесь товары или попросту торговать импортом.

Особенность налоговой системы в Украине в том, что она крайне благоприятна для двух типов предпринимателей: торговцев на рынках и олигархов

Минус налог

Нельзя сказать, что законопроект Минфина позволит создать в Украине налоговый рай. Безусловно, если закон примут с теми предложениями, на которых настаивает министерство, то фискальная нагрузка на предприятия снизится. К тому же если учесть особенности налогообложения в Украине, когда налог на прибыль нужно платить даже тогда, когда никакой прибыли нет.

И тем не менее выгоды от минфиновского законопроекта окажутся не такими существенными, как может показаться, даже если учесть, что налог на выведенный капитал в размере 15% не намного выше, чем стоимость услуг многочисленных конвертационных центров. Скорее отказ от налога на прибыль можно рассматривать как нечто среднее между легальной работой и полулегальной. И совсем не факт, что предприниматели предпочтут работать в белую.

Куда важнее другое преимущество законопроекта. Если он будет принят, то крупный и малый бизнес окажутся в одинаковой фискальной среде. Ведь почти все операции, позволяющие выводить деньги из бизнеса, блокируются налогом на выведенный капитал. Причем в случае перечисления их в офшорные юрисдикции, уплаты роялти, инвестиций за рубеж, покупки товаров у родственных компаний на единой системе налогообложения и многое другое будет облагаться по ставке 20%.

Можно не сомневаться, что законопроект встретит армию противников в парламенте, лоббирующих интересы крупного бизнеса. Шансы, что идея Минфина будет реализована без существенных корректировок, невысоки. Как, впрочем, и надежды на быстрый экономический рост.

В Эстонии, одной из немногих стран, где используется налог на выведенный капитал, удалось добиться притока инвестиций после его введения. Правда, не исключено, что инвесторы начали интересоваться экономикой этой балтийской страны после ее вступления в ЕС. В то же время нельзя отрицать и того, что по своему экономическому развитию Эстония опережает соседей – Латвию и Литву, не использующих подобных фискальных новаций.

Если бы Верховная Рада успела принять законопроект до 1 июля, то налог на выведенный капитал по­явился бы уже 1 января 2018 года, как того требует Налоговый кодекс. Но, увы, пока документ даже не внесен в парламент. Хотя при необходимости власти умеют продавливать нужные решения в определенные сроки.