Казна-2017 трещит от «лишних» денег. Умеем, если захотим

С начала года Украина заработала на 70 млрд грн. больше, чем потратила. Давайте поразмышляем, радоваться этому факту или плакать

Сводный государственный бюджет в этом году демонстрирует рекордный профицит (превышение доходов над расходами) — по состоянию на август-сентябрь эксперты уже насчитали в государственной казне почти 70 «лишних» миллиардов гривен! И это несмотря на то, что нынешний финансовый план рассчитан как дефицитный.

В целом, есть повод порадоваться, ведь наличие профицита – это, как ни как, признак экономического роста, то есть, государство в состоянии выполнить все свои обязательства. Кроме того, оно имеет возможность сформировать «финансовую подушку» и уменьшить свои долги.

Однако и минусов у бюджетного профицита, тем более столь неожиданного – 2,5% ВВП, тоже немало. Как минимум, он означает недостаточно качественное и нерациональное планирование государственных доходов. Можно, например, задрать налоги, убивая бизнес, а потом не знать, как распорядиться дополнительными поступлениями. Или еще хуже, пытаться любой ценой освоить внеплановые средства до конца года, исходя из принципа «чтобы не пропали». При таком подходе есть риски раскручивания инфляции. Но не будем слишком скептичны в этом случае. Сейчас главный вопрос: как разумно распорядиться внезапным «счастьем».

Денег мало не бывает

По итогам семи месяцев госбюджет был сведен с профицитом в 27 млрд грн, сообщила Государственная казначейская служба. За восемь месяцев общий фонд госбюджета тоже был перевыполнен по доходам на 3,3%, и он получил 460 млрд грн, что на 36% больше чем в аналогичном периоде 2016 года.

«Честно говоря, удивился, увидев по итогам 8 месяцев профицит сводного бюджета в 69 (!!!) млрд гривен (профицит государственного бюджета составил 38,5 млрд грн, а местных бюджетов — 30,5 млрд грн). Это фактически уже 2,5% ВВП», — написал на своей странице Фейсбук Даниил Монин, независимый экономист, и.о. директора Института прикладных систем и технологий, соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал.

В целом выполнение сводного бюджета в этом году должно радовать правительство. Например, в августе доходы составили 100,1 млрд. грн. Аналитики утверждают, столько же было только в апреле, когда поступили 29 млрд. грн. – «деньги Януковича». «В августе нет какого-то разового поступления, которое бы исказило картину. Выплата налога на прибыль составила 15 млрд. грн. (с начала года 50 млрд. грн., то есть в августе поступило почти треть). На несколько миллиардов гривен больше обычного — 14,5 млрд. грн. поступило от единого социального взноса (с начала года 114 млрд. грн). Такая же картина с налогом на добавленную стоимость и ренту за добычу газа, 5 млрд. грн также «пришло» от НБУ. «Все вместе и дало такую значительную цифру, которой раньше не было», — пояснил Владимир Рапопорт, эксперт Общественного движения «Либеральная инициатива», основатель интернет-портала «Страна Либеральная».

Да и вообще, фискальные риски существенно снизились после капитализации государством Приватбанка в конце 2016 года, а также за счет устойчивого финансового состояния НАК «Нафтогаз». Глава «Укргазвидобутку» Олег Прохоренко считает: «Как раз пора снижать ренту на добычу газа, которая самая высокая в Европе и одна из самых высоких в мире. Лучшего времени не будет. Здесь надо взять опыт тех же США, где начали снижать налоги, когда пошел профицит бюджета».

Гуляем на все?

Однако эксперты убеждены, что при нынешней ситуации государство за последние месяцы года постарается максимально освоить средства, «в лучших традициях» пересматривая в срочном порядке как госбюджет, так и местные бюджеты. Поскольку по плану дефицит сводного бюджета Украины по итогам 2017 года должен составить около 3% ВВП. А точнее, 78,7 млрд грн, или 2,9% ВВП, по прогнозам НБУ.

То есть, для достижения планового дефицита в ближайшие четыре месяца придется понести расходов на 150 млрд гривен больше чем планируется доходов. Но куда можно потратить такие суммы в такой короткий период? По подсчетам экономистов, увеличение пенсий на 10-12% в последние три месяца, например, будут стоить бюджету «всего» около 8-9 млрд гривен.

Обычно, если в казне есть незапланированные доходы, рачительный хозяин в первую очередь погашает имеющиеся долги. И очень кстати пришел нынешний профицит, ведь до 2019 года Украина должна уплатить в общей сложности около $11 млрд. долгов (выплаты Минфина по внешнему долгу, Нацбанка — по обязательствам перед МВФ, выплаты гарантированных государством долгов госкомпаний, выплаты по внутренним ценным бумагам). Всего наше государство сегодня имеет совокупную задолженность около $74 млрд.

Если же не стараться досрочно погашать внешние долги, то профицитные деньги можно превратить в «заначку» — разместить в ценных бумагах других государств. Многие страны так и делают, формируя таким образом свой «финансовый портфель».

Однако украинский Минфин, похоже, решил пойти другим путем. Он не скупает, а наоборот «продает» собственные бумаги, формируя внутренние золотовалютные резервы. Как известно, 18 сентября впервые со времен Евромайдана, Украина разместила еврооблигации на $3 млрд с погашением в сентябре 2032 года с привлекательной доходностью 7,4% годовых.

На первый взгляд, кажется, что страна, имея шикарную возможность уменьшить задолженность, наоборот наращивает долги. Но по сути, Минфин «заменяет» старые, более дорогие и «короткие» кредиты, на новые — «длиннее» и дешевле. Сейчас как раз очень удачный момент для размещения на международных рынках, поскольку суверенные ценные бумаги развивающихся стран там пользуются спросом. Финансисты утверждают, что столь выгодного рынке не наблюдалось уже лет шесть.

В идеале профицит бюджета, действительно, позволяет отменить отдельный вид налога или сбора (обязательного платежа) в стране или снизить налоговые ставки; увеличивать объемы капитальных вложений; повышать социальные выплаты, предоставлять международные кредиты и тому подобное. Но не всегда профицит бюджета является показателем эффективности финансовой системы и национального богатства. Он не обязательно означает избыток бюджетных средств, который государство способно грамотно освоить. То есть, он свидетельствует лишь о готовности и способности государства рассчитываться по своим обязательствам после покрытия всех предусмотренных бюджетных расходов.

Что ж, для Украины, это уже немалое достижение.