Монетизация кистью: Как узоры художника превращаются в прибыль

Сделать хоть на мгновение кого-нибудь счастливее – самое сильное вдохновение для художницы Олеси, талант которой стал профессиональным призванием

Стереотип о вечно голодном бедном художнике развеивается трудом таких мастеров, как наша героиня. Художник индивидуален и в собственном бизнесе, который может быть таким многогранным, как и талант. Ему непременно помогает собственное имя, которое становится более сильным брендом с каждым новым шедевром. Главное – трудиться, делая работу максимально качественно, при этом постоянно самосовершенствуясь, учась новым техникам, приемам. «И делать работу с мыслью о людях, а не о деньгах», – добавляет Олеся.

Дело жизни

Кажется, нет в мире такого предмета, которого невозможно было бы украсить оригинальным рисунком Олеси, причем придуманным именно для конкретной вещи: одежда с авторской росписью, шелковые платки, книги, блокноты, стены домов, расписная посуда, красивые тарелки. «Я художник, рисую, создаю разные вещи, – говорит Олеся. – Это моя жизнь, способ самовыражения, этим я занимаюсь всегда и этим живу». В первую очередь это дело жизни.

Маленький бизнес вырос из хобби. Рисует Олеся всю жизнь, сколько себя помнит. Она родилась в семье художников, а в шесть лет работы маленькой художницы экспонировались на ее первой выставке. Именно родители привили любовь к традициям украинского народного искусства. В основу творчества Олеси легли глубокие народные традиции. А собственное видение и творческие фантазии создают очень оригинальные сюжеты на всем, чего касается кисть художницы.

Свой первый гонорар за иллюстрацию для детского журнала Олеся получила еще в девять лет. Но серьезно задумываться о том, как любимое дело могло бы перерасти в прибыльное, стала по окончании художественной академии. Графический дизайн, разработка логотипов, визиток и этикеток – все это могло приносить какой-то доход, что и случалось время от времени.

Однако увлекали более творческие задумки. Например, роспись одежды позволяет в каждой вещи воплощать новые идеи и при этом не повторяться и рисовать в своем собственном стиле. Все началось с футболки, которую Олеся разрисовала уникальным узором.

Секрет успеха, как объясняет сама Олеся, в исключительной эксклюзивности. «Все делается вручную, предельно качественно, искусно, даже пусть и долго, но в том и смысл, чтобы получить в результате оригинальное изделие, единственное в своем исполнении».

Царство креатива

Для мастерской хорошо бы иметь просторное помещение с несколькими комнатами, в которых можно было бы и работать вместе с помощниками, и хранить готовые изделия, и общаться с заказчиками. Если помещение в собственности, тогда затраты на ведение бизнеса могут быть значительно меньшими. «Совершенно не обязательно начинать свой творческий путь с аренды мастерской, – говорит Олеся. – Рисовать не слишком масштабные вещи можно там, где непосредственно живешь. У меня, например, вся мастерская помещается в одной комнате моей квартиры. Ведь в творческом деле важнее не то, где ты рисуешь, а то, как ты это делаешь».

В творческой мастерской Олеси царит радушная теплая обстановка. Когда художница стала понимать, что не успевает воплощать все задуманное и уже одной не справиться с наплывом заказов, в мастерской появились помощницы. Они, к примеру, помогают раскрашивать узоры, которые придумывает художница, или делают копии уже готовых рисунков. За счет этого Олеся имеет возможность не повторяться, а работать над чем-то новым.
Еще через некоторое время появился администратор: он наладил процессы приема и выполнения заказов, занимался продвижением услуг творческой мастерской, а сейчас еще работает над сайтом и продвижением в интернете. Сегодня Олеся ставит задачу по созданию сайта, который, кроме функций визитки мастерской, должен будет иметь и функцию приема индивидуальных заказов разных изделий.

Все творческие процессы сосредоточены в фокусе внимания Олеси. Она – автор, инициатор, идейный вдохновитель всей команды и организатор не только рабочего, но и творческого процесса. «В первую очередь это творчество, а не бизнес, – рассказывает Олеся, – потому очень сложно найти кого-нибудь вместо себя, чтобы делегировать, если так можно сказать, именно творческие процессы, ведь это же сама суть всей идеи». Это ограничивает и количество помощников: ведь важно, чтобы человек понимал идею и умел работать в задаваемом стиле.

В мастерской создают роспись: на посуде, на одежде – блузы, платья, юбки, платки, шьют и расписывают сумки. Таких индивидуальных заказов поступает немало. Например, футболки с ручной росписью – известный тренд, а главное – хороший подарок.

Портрет розового крокодила

О каждой своей новинке Олеся обязательно рассказывает в своем профиле в соцсетях. Иногда случается и по несколько постов в день. Увидев одно фото, непременно хочется рассмотреть другие. Так соцсети стали первым источником клиентов, которые иногда делают невероятные заказы. К примеру, однажды мастерицу попросили выполнить забавный портрет: супруга хотела видеть мужа в образе розового крокодила, и чтобы непременно образ был узнаваем. Хотя чаще люди, видя оригинальную роспись вещи, спрашивают «такую же, но …».

«Благодаря активности в соцсетях, обилию фото собственного рабочего процесса меня нашли издатели и предложили разработать серию антистресс-раскрасок», – говорит Олеся. Раскраску эту сегодня можно видеть на полках книжных магазинов, она стала сразу бестселлером, вошла в двадцатку лучших книг Украины 2015 года. Это послужило толчком и другим издательствам, которые стали присылать заказы на иллюстрационные работы. Сотрудничество с издательствами складывается по-разному. Интереснее работать на условиях роялти, если книга выходит большим тиражом, но зачастую издательство платит единоразовый гонорар за иллюстрации, без учета тиража книги.

Самое важное составляющее успеха – обучение художника: мастер-классы, занятия с преподавателями. Этот процесс бесконечен и требует инвестиций порядка 500-300 000 грн

А в сувенирных лавках больших городов, буквально по всей стране, – в Черновцах, во Львове, в родном Харькове, в Киеве, в Луцке, – можно найти футболки, чашки, тарелки с эксклюзивными принтами мастерицы. Магазины выкупают изделия как сувенирную продукцию. С некоторыми Олеся работает под реализацию.

В свободной продаже появляется то, что может тиражироваться. Большинство же вещей делаются на заказ. За год Олеся изготавливает несколько сотен таких изделий, но не более одной-двух вещей в день. Работа над каждой из них – дело кропотливое. Скажем, если чашку можно расписать за день, то иллюстрации к книге приходится делать несколько месяцев. Масштаб продукции разный, ассортимент мастерицы действительно очень большой.

Цена и ценность

Что ни говорите, а художник не маркетолог и не менеджер. Да, его оригинальный стиль помогает в продвижении. Но самая трудная задача для творческой натуры – измерить выплеснутое на холст вдохновение банальными денежными единицами. Ценообразование каждой вещи и сегодня вызывает у Олеси некое смятение.

Конечно, оригинальная ручная работа дороже, нежели отпечатанный готовый принт. Однако если себестоимость изделия с отпечатанным принтом можно просчитать (потому что есть стоимость услуг подрядчика по печати), то определить себестоимость создания нового образа и росписи вручную крайне сложно. Ручная роспись футболки, например, стоит 450 грн, тогда как футболка с оригинальным печатным принтом – 200 грн.

Времени и средств для инвестиций в свое имя Олеся не жалеет. Она принимает активное участие в разных выставках хендмейд. «Такие выставки дают возможность заявить о себе, посмотреть на работы коллег по цеху, – комментирует Олеся, – это важно для собственного развития и выстраивания бизнес-коммуникаций». Важно выбирать выставки масштабные и интересные сами по себе. В столице выставки часто интереснее, чем, например, в Харькове, но все же чем больше участия – тем больше узнаваемости. Кроме того, в портфолио художницы более 30 персональных выставок – не только в музеях и галереях Харькова и Киева, но и в украинском посольстве в Париже, в Словакии, Польше, Германии. Ее оригинальный стиль ценят как в Украине, так и далеко за рубежом.

Плагиат и конкуренция

На каждой работе Олеси стоит авторский знак (автограф художника), хотя все их можно отличить по особому стилю и манере. В какой-то мере так мастерица защищает свой бренд. Хотя торговую марку и авторский знак предстоит закрепить еще юридически в ближайшем будущем.

И в то же время нередко встречает плагиат со своими рисунками, те же блокноты, тетрадки. Олесина авторская интерпретация народных художественных мотивов созвучна современному этническому тренду, который сейчас популярен буквально во всем. Совсем недавно в защиту авторских разработок вступилось издательство, с которым Олеся сотрудничает как художник, разрабатывая авторские иллюстрации. Издательство подало в суд иск на фирму, которая нелегально скопировала и перепечатала на своих изделиях рисунки нашей героини, даже не потрудившись убрать авторский знак. Безусловно, издательство защищает собственные имущественные права, но вместе с тем – и художника, которому самостоятельно бороться с «браконьерами в искусстве» не под силу.

Ни копирования, ни здоровой конкуренции наша героиня не боится. Наоборот, то, что тебя копируют, лишний раз свидетельствует об успешном выборе направления в развитии. Случалось, что и мастерицы-помощницы, набив руку в творческой мастерской, уходили и начинали собственное дело подобного рода, желая работать на себя. Однако все равно автор остается неповторим и оригинален, потому как не иссякает его творческая фантазия и умение интерпретировать образы в собственной манере. Если такого таланта нет, остается надежда на обилие картинок из интернета.

Конкуренция на рынке высокая, художников и мастеров очень много. Но выделиться позволяет авторский самобытный стиль. «Я не чувствую жесткой конкуренции, – говорит Олеся, – потому что работаю самостоятельно, имея возможность не очень акцентировать внимание на конкурентах, а сосредоточиться на своем собственном деле. Чтобы нивелировать конкуренцию, важно развиваться в собственном деле».