Красиво съехали: самые ликвидные автомобили

Какие подержанные машины остаются востребованными, несмотря на годы безжалостной эксплуатации и отсутствие дорог. Пару царапин на бампере не в счет

Со временем некоторые автомобили дорожают. Разумеется, при условии что за рулем сидел генсек, диктатор, рок-звезда или все одновременно. Если же собственник машины пока еще не успел войти в историю, хотя уже «широко известная личность» в Facebook, не говоря уже о YouTube, динамика цен окажется иной. Стоимость авто, как бы это ни было несправедливым, с каждым годом будет снижаться. Вопрос лишь в том, как быстро.

Теория распродаж

Для подержанных автомобилей можно выделить три фазы удешевления. Первая происходит в тот счастливый момент, когда владелец новенького авто, радостно мигающего бликами на солнце, выезжает из салона, не обращая на крики бегущего сзади консультанта: «Ваша была следующая!!!» В этом случае цена падает на 5-10%, поскольку машина переходит из статуса «новой» в «подер­жанные». Хотя, как ни странно, так бывает не всегда.

Рынок подержанных автомобилей с учетом национальных особенностей нередко бросает вызов здравой логике. В некоторых случаях новые машины оказываются дешевле, чем их же аналоги годичной или двухгодичной давности. Причин тому несколько. Может появиться обновленная версия марки, которая стоит меньше предыдущей. Маркетинговая политика разных производителей периодически меняется. Для увеличения или сохранения доли рынка ценовой фактор играет далеко не последнюю роль. Особенно в таких бедных странах, как Украина. Но гораздо чаще случается так, что у дилеров на складах остались автомобили еще 2015 года выпуска, а в некоторых случаях даже 2013-го, и цены на них заведомо будут ниже, чем 2016-го, хотя машина считается как бы новой. Не говоря уже о том, что могут появиться свежие авто в обход официального дилера.

В случае дорогих брендов на стоимость может существенно повлиять комплектация. К примеру, Audi A8 можно купить как за 2,5 млн грн, так и за 4,7 млн грн. И, конечно же, более дорогая версия еще долго будет дороже аналогов подешевле.

Второй этап снижения цен на автомобили длится от двух до пяти лет. Этот промежуток времени – самый неприятный для автовладельцев. Стоимость большинства моделей падает почти вдвое. Избежать этой неприятности удается наиболее успешным и популярным моделям, которые дешевеют намного медленнее.

Иначе ведут себя цены на авто премиум-класса. За очень редким исключением, эта категория машин теряет в цене до 50% в первые два-три года. Весьма показательный пример – Range Rover, который можно купить через несколько лет почти за треть первоначальной стоимости. А через семь-восемь лет такие авто обесцениваются еще значительнее. Вторичный рынок для премиальных марок, мягко говоря, не слишком большой. Дорогие автомобили могут продаваться годами. Проще говоря, мультимиллионеры не ждут, пока откатаются миллиардеры, и наоборот.

Если в прошлом году автомобильный секонд-хенд был не очень популярен, то теперь выигрыш может быть существенным

После первой пятилетки резкого удешевления наступает последний этап снижения стоимости. Цены падают уже не так сильно, как ранее. Например, авто средней ценовой категории теряют в среднем по $200-1000 ежегодно.

Спустя 15-20 лет машина достигает своего «ценового дна». Стоимость замирает на какой-то фиксированной отметке, при условии что машину еще можно считать транспортным средством. Иначе кузовом или отпадающими деталями начнут интересоваться прохожие сборщики металлолома и просто играть дети. Взять хотя бы бессмертные ВМW, выпущенные в конце прошлого или в самом начале этого века, продаваемые за $5-7 тыс. Другой пример – 30-летние «Жигули». В относительно неплохом состоянии авто еще советского производства стоят $1-2 тыс.

Разумеется, любой собственник машины допускает мысль, что когда-нибудь ее придется продать. А учитывая немаловажный фактор «не бита – не крашена», хотелось бы выручить как можно больше. Поскольку не все машины дешевеют равномерно, может получиться так, что какие-то лучше продавать через три-пять лет, а какие-то будут востребованы и через семь-десять. В некоторых случаях автомобили настолько популярны, что цены на них снижаются незначительно. Так какие же из них самые ликвидные?

В рамках бюджета

Чем дешевле автомобиль, тем выше на него спрос. Владельцы недорогих машин в случае их продажи через пять-восемь лет потеряют значительно меньше, чем любители авто средней и тем более премиальной категории. Хотя следует отметить: это правило справедливо, когда речь идет об абсолютных значениях. В процентном соотношении все выглядит не так однозначно.

Один из самых ликвидных бюджетных автомобилей – Ford Fiesta. Как это ни странно, но за семь лет эксплуатации собственник заплатит всего $3-4 тыс. Именно на такую сумму снизится стоимость машины за этот срок. В процентном соотношении потери составят всего лишь 30%.

Прямая противоположность Fiesta – Chevrolet Aveo. Скажем откровенно, далеко не самая плохая машина из бюджетных вариантов. Автомобиль на несколько тысяч дороже своего американского конкурента, но спустя семь лет оказывается на $2-3 тыс. дешевле. К этому сроку он потеряет более 60% своей стоимости. Возможно, причина в том, что Aveo, в отличие от Fiesta, чаще используется в такси и на авторынке много машин в плохом состоянии.

Для Aveo свойственно существенное падение цен в первые три года. За это время авто теряет почти 43%. Возможно, на цены оказывает влияние аналог зазовского производства, который продается на несколько тысяч дешевле, правда, в уже устаревшей версии.

Любителям подержанных люксовых марок проще завести машины из Европы, чем покупать на внутреннем рынке

Для сравнения: Hyundai Accent дешевеет за первые три года всего лишь на 7%. По этому показателю корейский автомобиль – лучший на украинском рынке. Но в дальнейшем темпы удешевления существенно усиливаются. Этот автомобиль все-таки лучше продавать после нескольких лет эксплуатации, и если его состояние окажется выше среднего, то удастся свести потери к минимуму.

У народного автомобиля ЗАЗ Sens динамика снижения цен тоже довольно высока, хотя и не такая катастрофическая, как у Aveo. Машины этой марки тоже активно используются в такси, что не может не отразиться на конечной стоимости. За семь-восемь лет эксплуатации Sens теряет половину своей первоначальной цены, но учитывая, что в минимальной комплектации (их всего две) автомобиль стоит всего лишь $6,5 тыс., убыток в размере $3 тыс. за такой срок кажется сущей мелочью. Еще одна интересная особенность Sens: после четырех лет владения они практически перестают дешеветь. А семи-восьмилетние авто в хорошем состоянии предлагают всего на $2 тыс. дешевле, чем в автосалоне.

Еще меньше снижаются цены в абсолютном выражении на самый бюджетный авто – Daewoo Matiz. За семь лет он снизится в цене всего на $2 тыс. Хотя едва ли можно назвать такую машину ликвидной. Спрос на малолитражку не слишком велик. Точнее, он отсутствует полностью. До сих пор дилеры распродают авто 2013 года выпуска. В бюджетном сегменте Sens все-таки выглядит предпочтительнее.

Все выше и выше

Среди автомобилей стоимостью до $25 тыс. самыми ликвидными оказались Nissan Qashqai и Toyota Corolla. «Японцы» по-прежнему остаются в тренде, чего не скажешь, например, о «немцах». В спину лидерам дышат некоторые модели корейского автопрома и единственный представитель «европейцев» – Skoda Octavia. Интересно, что, например, в первые три года очень незначительно падают цены на Octavia, Kia Cee’d, Mitsubishi Lancer и Toyota Camry. Но потом темпы снижения стоимости усиливаются, и за семь-восемь лет эксплуатации они падают почти вдвое.

В свою очередь сильнее всех дешевеют «европейцы». Особенно это касается Renault Megane, Peugeot 308 и Volkswagen Golf. Цены на эти автомобили через семь-восемь лет падают почти вдвое. Вполне возможно, что причина кроется не столько в качестве или популярности этих марок, сколько в появлении все большего числа подержанных авто, завезенных из-за рубежа.

С прошлого года были существенно снижены акцизы при растаможке иномарок не старше 2010 года и отвечающих требованиям «Евро-5». Темпы импорта машин по упрощенной процедуре впечатляют. Например, в январе на долю подержанных иномарок, завезенных в Украину, пришлось 35% всего первичного авторынка. Регистрацию прошло более 3 тыс. машин, что почти на 60% больше, чем в январе 2016-го. Совершенно очевидно, что объемы импорта будут увеличиваться.

Владельцы недорогих машин в случае их продажи через пять-восемь лет потеряют значительно меньше, чем любители авто средней и тем более премиальной категории

В Германии, Польше и Литве каждый год машины средней ценовой категории теряют $500-1000. И если в прошлом году автомобильный секонд-хенд был не очень популярен, поскольку разницу в ценах «там» и «здесь» съедали посредники, то теперь вы­игрыш может быть существенным. Не говоря уже о более высоком качестве завозимых авто.

Сейчас на рынке полно тех же Renault Megane 2010-2013 годов выпуска стоимостью $8,5-9,5 тыс. По данным АDAC, средняя стоимость этой модели в Германии 2010 года выпуска – €6,5-7,5 тыс. Разницы вполне достаточно, чтобы перегонщики могли предложить украинским потребителям вполне приличный автомобиль.

Еще больший выигрыш при импорте в Украину авто премиум-класса. В той же Германии средняя цена на Рorsche Cayenne 2010 года выпуска – €20 тыс., Mercedes-Benz Е 200 – €13,2 тыс., Land Rover Freelander 2 – €15,4 тыс. Вполне естественно, что любителям подер­жанных люксовых марок проще завести машины из Европы, чем покупать на внутреннем рынке. Этим, собственно, и объясняется весьма существенное падение цен на автомобили премиум-категории. Хотя и здесь есть свои исключения. Вопреки годам, не спешит дешеветь BMW 318. За семь лет цена на «баварца» снижается всего на 35%, что является одним из лучших показателей на украинском авторынке. И это несмотря на то, что в Германии средняя стоимость семилетней «тройки» вдвое меньше, чем в Украине. Очевидно, спрос на 318-е существенно превышает предложение, что в немалой степени связано с их по­пулярностью, чего не скажешь о других марках этого же производителя.

Динамика цен на марки некоторых подержанных авто, $* (нажмите для увеличения):

Таблица c динамикой цен на марки некоторых подержанных авто, $*