И друг мой грузовик: как выбрать авто для бизнеса

Лучшие коммерческие машины. Кто-то же должен зарабатывать в семье

Глядя из окна своего спорткупе на тещин шкаф, сложно подавить смешанные чувства горечи от несовершенства мира вообще и базовой версии в частности. Особенно в тот момент, когда владелец припаркованного рядом фургона, тыча в красный бампер, не сдерживая эмоций, победоносно бросает: «Вот это?!»

Существует категория машин, для которых регулярные расходы на топливо, обслуживание, стоянку и даже покупка нового ароматизатора – не пустые траты, а производственная необходимость. В случае коммерческого транспорта все эти платежи не более чем оборотный капитал, который при определенных условиях легко превращается в ощутимую прибыль.

Любой бизнесмен заинтересован в минимизации расходов и максимизации доходов. Следуя этой логике, коммерческий транспорт должен не только строго соответствовать специфике предприятия, но и гарантировать быструю окупаемость вложенных в покупку средств. А это, в свою очередь, вынуждает технику соответствовать определенным критериям. В их числе – надежность и долговечность, невысокая стоимость обслуживания и запчастей, экономичность, неприхотливость при эксплуатации в украинских реалиях, безопасность и, конечно же, комфортабельность. На первый взгляд может показаться, что последнее требование далеко не самое важное и при определенных условиях, как во времена эксплуатации галер, им можно пренебречь. Но если речь идет, например, о комфорте пассажиров, то второстепенным фактором его уже никак не назовешь. Кроме того, быстрая утомляемость водителя не может не сказаться на результатах его работы и, как следствие, эффективности бизнеса. Так какой же автомобиль лучше всего соответствует всем перечисленным параметрам?

Пирожки, каблуки и фургоны

Глядя на состояние украинской экономики, сложно поверить, что спрос на коммерческие автомобили стремительно набирает темпы. В 2016 году было продано на 62% больше машин, чем в 2015-м. Тройка лидеров – автомобили марок Renault, Fiat и российский ГАЗ. Следом за ними идут Volkswagen и Mercedes-Benz.

В январе 2017-го тенденция роста рынка коммерческих авто лишь усилилась. В этом месяце объемы продаж возросли еще на 74%. И, судя по всему, в 2017-м предприниматели продолжат активно пополнять свои автопарки.

Традиционно наибольшим спросом пользуются небольшие коммерческие автомобили грузоподъемностью до трех с половиной тонн. Их преимущества – небольшие габариты, позволяющие легко маневрировать на городских улицах и в забитых транспортом дворах, а также удобство при разгрузке или загрузке.

Среди лидеров продаж – Renault Dokker и Fiat Doblo, которые, к слову, далеко не всегда используются в коммерческих целях и нередко покупаются как недорогие и практичные авто для семьи.

Стоимость Fiat New Doblo Cargo стартует с 326 тыс. грн ($11,8 тыс.). В свою очередь Renault Dokker Van в минимальной комплектации обойдется в 290 тыс. грн ($10,5 тыс.). Грузоподъемность автомобилей примерно одинакова: 750 кг и 600 кг соответственно.

Для регулярных городских перевозок может оказаться выгодной покупка фургонов, способных перевозить грузы до трех-пяти тонн

Интересно, что каблучки украинского производства – ЗАЗ Vida Pick-up и ЗАЗ Lanos Pick-up – не намного дешевле итальянских конкурентов. Пирожок на базе Lanos стоит минимум 233 тыс. грн ($8,4 тыс.). Очевидно, отсутствие серьезных ценовых преимуществ не позволяет им выиграть борьбу за потребительские предпочтения. Тогда как именно этот фактор на полную мощь использует российский ГАЗ.

Машины этого производителя уже не купишь для личных целей. Наиболее сильные позиции российского производителя в сегменте цельнометаллических фургонов. Цены на авто начинаются от 410 тыс. грн ($14,9 тыс.). В такую сумму обойдется покупка Соболь ГАЗ 2752 грузоподъемностью 900 кг. Его ближайшие конкуренты – Citroen Jumper Van-New или Ford Custom Transit – существенно дороже. Стоимость самой дешевой версии Jumper Van-New – 601,4 тыс. грн ($21,8 тыс.).

И все же возможности фургонов грузоподъемностью до тонны-полторы существенно ограничены. Они, бесспорно, справятся с мелкими заказами по перевозке грузов и наверняка смогут решить логистические задачи небольших компаний. Но учитывая высокую конкуренцию на рынке грузоперевозок и огромное количество б/у техники аналогичной грузоподъемности, может оказаться так, что проще воспользоваться услугами сторонних операторов, чем инвестировать в собственный автопарк. Совсем другое дело, если речь идет о фургонах, рассчитанных на более масштабные перевозки.

Выше среднего

Для регулярных городских перевозок может оказаться выгодной покупка фургонов, способных перевозить грузы до трех-пяти тонн. Их преимущество в том, что есть возможность эффективно выполнять широкий спектр логистических задач. Скажем, если предприятие заинтересовано как в крупных, так и в мелких грузоперевозках, то едва ли есть смысл держать в автопарке машины грузоподъемностью до тонны и до пяти тонн. Экономически целесообразнее отдать предпочтение среднетоннажнику. К слову, на рынке подержанных авто именно на эту категорию приходится львиная доля спроса – около 70%. В этом сегменте коммерческих авто среди лидеров все те же Renault и российский ГАЗ. Но здесь, как ни странно, лучшие ценовые предложения у европейцев. Пятитонник Renault Master Cargo обойдется минимум в 658,7 тыс. грн ($23,9 тыс.). Тогда как российский ГАЗон NEXT в самой простой версии продается за 850 тыс. грн ($31 тыс.), а белорусский МАЗ-4371 – 977 тыс. грн ($36 тыс.).

В январе 2017-го тенденция роста рынка коммерческих авто лишь усилилась. В этом месяце объемы продаж возросли еще на 74%

Отдельная каста – седельные тягачи, предназначенные для перевозок длинномерных и крупногабаритных грузов. Разумеется, используются они преимущественно для внутренних междугородних и внешних, то есть зарубежных, доставок. Здесь уже несколько иные лидеры. В их числе MAЗ, MAN и Scania. Следом за ними идут Volvo, DAF, KамAЗ и китайский Foton. Примечательно, что в 2016 году MAN утроил продажи техники в Украине, вплотную приблизившись к белорусскому автопроизводителю. У MAЗ и KамАЗ пока одни из самых привлекательных цен на свои тягачи. Например, МАЗ-5440C9-520-03 обойдется в $64 тыс. Столько же стоит КамАЗ Truck. Но российский производитель большой популярностью в этом сегменте авто не пользуется. В 2016-м было продано лишь 100 грузовиков, что более чем втрое меньше, чем показатели белорусов.