Александр Остапович: «Крупные игроки вернулись на рынок»

Коммерческий директор «МАН Трак энд Бас Юкрейн» Александр Остапович рассказал о развитии авторынка и о том, какие грузовики наиболее востребованы среди украинских компаний

– MAN – один из лидеров европейского рынка грузовиков и автобусов. Как обстоят дела в Украине?

– По статистке в 2016 году компания «МАН Трак энд Бас Юкрейн» по праву заняла первое место с результатом 16,8%. Таким образом, наша доля рынка в Украине выше, чем в целом у MAN в Европе.

– Какой автомобиль здесь пользуется наибольшим спросом?

– В последние три года один из самых продаваемых, конечно же, MAN TGS Agro Lion. Седельный тягач, сконфигурированный нами под конкретную задачу – агроперевозки. Эта машина работает с самосвальным полуприцепом.

– Почему эта модель стала «хитом» в Украине?

– В 2014 году, в связи с известными событиями, рынок обвалился. Но аграрный сектор, работающий в основном на зарубежье, с его валютной выручкой остался относительно стабильным. Агрокомпаниям в течение двух последних лет было легче покупать европейскую технику, так что продажа этой машины стала одним из основных наших направлений.

– Чем вы объясняете успех Agro Lion?

– Дело в том, что это был вовремя и правильно собранный автомобиль. Мы же не выдумываем специализированный автомобиль для Украины. По сути, это доступная в мире модель, для которой мы, зная особенности агроперевозок в Украине, подобрали пакет востребованных опций. Металлический бампер, более высокий клиренс (машина должна ездить не только по трассе, но и выезжать в поля), региональная резина (а не трассовая) и т. д. Разумеется, мы оптимизировали машину, сделав ее максимально эффективной.

– Ваша сильная сторона – сегмент международных перевозок. Что происходит в этой области?

– Я бы сказал, что наблюдается оживление. В 2014-м и 2015-м сектор был практически «мертвый». В прошлом году крупные игроки вернулись на рынок. Не назову это «скачком», просто есть необходимость обновлять стареющие парки. Ездить все равно нужно, и никто не хочет терпеть серьезные убытки от поломок на европейских трассах.

– Еще одно важное направление компании MAN – туристические автобусы…

– Да, и мы собираемся его развивать. Нужно, конечно, понимать, что если грузовик может стоить €70-100 тыс., то в сегменте туристических автобусов стартовая цена – это €270-350 тыс. Три года назад совсем не было заказов. В 2015-м мы продали один автобус, в прошлом году – два. В нынешнем, при самых скромных раскладах, я думаю, будет 6-7 единиц. Оптимистический прогноз – 10-12 туристических и близких к туристическому классу автобусов.

– Кредит, лизинг, рассрочку предлагаете?

– Да, конечно. В конце 2013 – начале 2014-го оттестировали основные схемы работы. В этом смысле мы достаточно гибкая компания. Можем менять сроки, авансы, ставки и т. п. Всё зависит от размера и надежности клиента.

– Является для вас интересным сегмент подержанной техники?

– Естественно, но история здесь непростая. В 2012 году мы продали где-то 30-40 машин б/у в Украине. В 2013 году количество проданных автомобилей возросло до 600 единиц, что составило около 10% б/у рынка Украины по импорту. Затем рынок обвалился, мы перестали заниматься активным импортом. Сейчас потихоньку восстанавливаем эту сферу. На самом деле у нас огромное количество машин по доступным ценам. На протяжении года 10-20 тыс. единиц можно взять в дочерних или сестринских компаниях. Но на отечественном рынке б/у коммерческого и легкового транспорта мы вне конкуренции. Причина проста: мы работаем «чисто», а местный рынок преимущественно «серый». Сегодня наш клиент в б/у сегменте – большие компании, которые по каким-то причинам хотят не новую технику и которым нужен полностью «белый» автомобиль.